На главную страницу http://absolutology.org.ru

Тибетская Книга Мертвых

Бардо Тхедол (Бардо Тодол)

Берснев Павел

Если начать рассматривать буддийский подход к смерти, то одним из первых парадоксов, с которыми сталкивается пытливый западный ум, оказывается сочетание теории перерождений, понятия кармы, роднящих буддизм с индуизмом, и учения об отсутствии индивидуального 'я' как такового. Живое существо в соответствии со своей кармой (совокупностью благих и неблагих деяний) перерождается либо в мире людей, либо животным или духом, либо в одном из адов, либо в 'верхних мирах' - обителях полубогов, богов или великих йогинов. Причем и ад, и рай, и мир людей могут находиться в одних и тех же физических пределах: стоящие у одной реки человек, бог и 'голодный дух' будут видеть, соответственно, воду, нектар и гной, и либо страдать, либо наслаждаться - вот вам второй парадокс. Оказывается, все зависит от настроя нашего восприятия, а настрой этот мы сами создаем своими собственными действиями. Возвращаясь к вопросу 'кто же перевоплощается, если 'я' нет?', мы обнаруживаем, что и это всего лишь вопрос восприятия. Восприятие, основанное на заранее принятых концепциях, формирует в соответствии с ними и воспринимаемый мир, и воспринимающего субъекта. Если концепция ложная, то и субъект с объектом окажутся иллюзорными. Еще один парадокс состоит в том, что истинных концепций не бывает вовсе...
Что же, все-таки, происходит с точки зрения буддизма с человеком с момента смерти до момента нового рождения? Когда тело и компоненты сознания теряют причинную связь, основа последних входит в 'промежуточное состояние' между смертью и следующим рождением. Наиболее подробное описание этого промежуточного состояния, известного в тибетском буддизме как 'бардо', дается в 'Тибетской книге мертвых' ('Бардо Тхёдол'). В ней описываются различные стадии умирания. Каждый умерший в определенный момент переживает Пробуждение и созерцает беспредельный Ясный Свет пустотного Дхармового Тела (Предвечную Суть Бытия), тождественный его собственной изначальной природе. Закрепление этого переживания означает обретение состояния будды и выход из сансары. Но груз кармических отпечатков и слепая жажда продолжения существования в качестве сансарического существа заставляют сознание двигаться дальше, к новому рождению. Это движение сопровождается видением различных персонифицированных аспектов сознания умершего человека. Омрачения и привязанности не позволяют уму увидеть их истинную природу и он перерождается в одном из миров.
Многие буддисты убеждены: пока умерший находится в промежуточном состоянии, ему можно помочь определенными магическими методами. Для этого и существуют тексты, подобные 'Бардо Тхёдол' и ритуалы их чтения над телом умершего. Как уже было отмечено, диапазон целей, достигаемых этими ритуалами чрезвычайно велик: от достижения Пробуждения до получения благоприятного перерождения.
Перерождение в виде человека - самое благое из всех в сансарических мирах, ведь только человек способен достичь Пробуждения, стать буддой. Даже родиться богом хуже - ведь неимоверно длинная жизнь, наполненная наслаждениями рано или поздно закончится деградацией и ужасным падением в 'нижние миры'. Животные страдают, находясь постоянной борьбе за жизнь, пожираемые и пожирающие друг друга. 'Голодные духи', или преты - несчастные существа, пожинающие плоды своих пристрастий в прошлых жизнях. Бывшие обжоры, к примеру, получают огромное тело, постоянно требующее еды, малюсенький рот, которым они не могут ничего съесть и тоненькую шею, через которую не проходит никакая пища. Когда же они хотят напиться, вода превращается в гной и т.д.
Но страдания 'голодных духов' меркнут по сравнению с невыносимыми мучениями обитателей адов. Одно лишь перечисление названий может оказать воздействие на впечатлительного человека: ад повторяющихся реанимаций, чернолинейный ад, раздавливающий ад, ад стенаний, ад громких стенаний, жаркий и очень жаркий ады, ад непрерывного мучения, огненная яма, гнилотрупье болото или болото испражнений, дорога бритв, кипящая река без брода, холодные ады - ад волдырей, ад лопающихся волдырей, ад посинения и трескающейся кожи, ад красных трещин, ад огромных красных трещин, прочие ады, вплоть до индивидуальных... К этому надо добавить, что срок жизни в адах во много раз превышает срок обычной человеческой жизни.
Особое место в буддизме занимает учение о 'Чистых Землях' (на китайском цзинту). Эти 'чистые', или 'блаженные' миры, иначе называемые 'полями Будды' (на санскрите буддха кшетра) 'Чистые Земли' - это миры либо полностью очищенные, либо магически созданные буддами силой своей медитации из великого сострадания к людям. Чтобы попасть туда после смерти, нужно не так уж много - крепкая вера, что ты туда попадешь и повторение специальных мантр. Но 'Чистая Земля' (или 'поле Будды') - это не рай в обычном понимании. Это место, оказавшись в котором, выходишь из круга перерождений. Здесь нет обычных человеческих удовольствий, живущие здесь не нуждаются в пище, да и ни в чем нет нужды, нет никаких опасностей и страдания. Ровная, плоская земля состоит из лазурита, все предметы сделаны из драгоценных и полудрагоценных камней, даже вода - это жидкие, текучие драгоценности. Все здесь способствует только одному: буддийским медитациям на пути к Пробуждению.
 


vodohodneva.ru