Главная   Новости    Биография   Статьи  Переводы   Публикации   Словарь  Платоновское общество Искусство войны Почтовый ящик   Форум   Ссылки

СТОИЧЕСКАЯ ШКОЛА - одна из эллинистических философских школ. Основана на рубеже IV-III вв. до н. э. Зеноном Китийским, создавшим собственную доктрину на осно-вании ряда мегарских, кинических и аристотелевских (особенно в физике) учений.
Несмотря на свое критическое отношение к современным им школам, стоические фи-лософы в общем воспроизводили основные характерные черты эллинистической мысли. И, прежде всего, они стремились понимать бытие как наличное бытие, как то, что ясно, очевид-но, а потому может быть оценено с точки зрения истинности и ложности. Таковым опреде-лениям по их мнению удовлетворяет лишь телесно сущее. Согласно стоической доктрине к числу имеющих некоторого рода бестелесное существование феноменов относятся лишь вре-мя, место за пределами космоса и "несовершенная лекта" (высказывания не привязанные к реальности оценкой с точки зрения истинности и ложности - как бы элементы высказыва-ния, приобретающие смысл лишь в целом, но не имея его, будучи сами по себе).
Далее, выдвигая принятое многими школами разделение философии на физику, этику и логику, они делали и логику, и физику средствами для своей этической концепции; таким образом философия для стоиков представляет собой по сути единое этическое целое, которое попросту рассматривается с трех различных сторон. Как и в других эллинистических школах ядром философской проблематики являлся вопрос об автономности индивида.
Итак, в этике, центральным являлось учение о мудреце, который по своим определе-ниям воспроизводил традиционные бытийные характеристики: неизменность, равенство се-бе, целесообразность жизни, богоподобие. Все это считалось возможным достигнуть благо-даря достижению состояния апатии (бесстрастия, точнее даже - непретерпевания). Апатич-ный мудрец в наименьшей степени зависим от внешнего воздействия, он в наибольшей сте-пени собран для философского созерцания и благого образа жизни. Это состояние (состояние "выпрямленности"), стоики считали присущим тому, кто наделил свою душу добродетельным душевным складом, полностью соответствующим ее разумной части, тот, кто добивается об-ладанием неизменным знанием (соответствием понятия предмету), а не изменчивым мнени-ем, тот, кто понимает, что в подлинном смысле этого слова благо лишь одно - знание, точ-но так же лишь одно и зло - незнание.
Согласно стоическим воззрениям способность к богоподобию присуща человеку по-тому, что душа является одной из форм существования правящей миром пневмы, деятельного начала мироздания. Это деятельное начало стоики понимали так же как Логос, как Огонь, как Разум. Внутренний логос, возрастающий в человеке, позволяет ему, как микрокосму, воспро-извести в своей душе и в своей жизни макрокосмическую целесообразность.
Вообще все сущее представляет собой единую природу, в которой человек способен усмотреть два начала: пневматическое (действующее) и материальное (косное, претерпеваю-щее). Эти начала не являются двумя различными субстанциями, или элементами, но двумя сторонами одного и того же. Постоянное взаимодействие начал выражается во всеобщей причинной связи всего сущего. Телесное сущее едино, его движение, в конце концов, и явля-ется причиной; свойства же тел, их качества, "претерпевания" выступают следствиями.
В связи с этим стоики нашли оригинальное решение апории, заключающейся в проти-воречии между их этическим требованием независимости, а значит - свободы, мудреца и физической концепцией судьбы как жесткой детерминированности всего сущего. Согласно стоической физике причины делятся на ряд видов (первичные, вторичные, сопутствую-щие...). Первой причиной всегда выступает пневматическая форма вещи. В случае человека это - душа. Таким образом, человек зависит не от внешнего принуждения, но от самого себя. Хотя в позднем стоицизме "оптимизм" этой концепции претерпит значительные ограниче-ния, она будет сохраняться вплоть до Сенеки и Марка Аврелия, оставлявшем человеку если не полноту внешней свободы, то по крайней мере свободу внутреннего отношения к проис-ходящему и возможность выйти из ситуации, где любое действие приводит ко злу, при по-мощи самоубийства.
Стоическая физика была связана так же и с теологией. Признавая единство субстан-ции, они признавали и единого бога, правящего всем, обладающего совершенным промыс-лом и открывающегося в логосах мудрецов. Именно от стоиков (как об этом свидетельствует трактат Цицерона "О природе богов") ведет происхождение концепция доказательств бытия Божия. В целом они нащупали проблематику, унаследованную и средневековым богословием - выводя наличие богов и из изобилия благ, и из красоты и целесообразности всего сущего, и из необходимости единой причины, если мы стремимся обнаружить единое причинное объяснение всего.
Признавая наличие единого бога, стоики осуществляли последовательную критику на-родной религии. Они не отрицали мифы и священные тексты, однако предпочитали тракто-вать их аллегорически. Для них божества мистериальных, земледельческих культов являлись воплощениями природных взаимодействий и природных сил. Впрочем, нельзя полагать, что стоики расценивали низовую религиозность как сплошное суеверие. Согласно их физике лю-бая из организующих мироздание сил несет в себе божественные сперматические логосы, пневматическую энергию, которая может быть понята как служебная ипостась божества. Именно в стоицизме (возможно не без влияния ближневосточных теологических представ-лений) начинает развиваться демонология, по которой деятельность божества структурирует-ся согласно ряду уровней: демонов, героев, чистых душ.
В логике стоики вводят ряд концепций, оказавших определяющее воздействие на раз-витие европейской логики, семиотики и философии языка: учение об обозначающем и обо-значающем, концепцию символической логики, понимание логики как учения о высказыва-нии и т.д. В теории познания стоики стремились избежать "реалистического" описания по-знавательного процесса. Знание - производная от реальности; поэтому любое обобщение имеет характер абстракции, приобретающей форму действительного лишь при соотнесении с подлинно сущим (так "идея" стола обретает статус действительного только как обозначение определенного предмета). Иными словами, критикуя и концепцию идей Платона, и учение о форме/сущности Аристотеля, стоики наделяли "общие понятия" лишь статусом инструментов или следствий познавательной деятельности, считая, что в конкретном познавательном акте они лишаются своего абстрактного характера, но при этом указывают не на общее, а на еди-ничную реальность. Именно в этом духе и развивалось их учение о восприятии и о деятель-ности постигающего представления.
В учении о категориях стоики отказались от аристотелевского определения категорий как наиболее общих родов сказывания, заменив его фактически представлением о категориях как о грамматических формах высказывания. Все о чем идет речь, все, что является предмет-ной областью высказывания, они обозначали словом "что" - как указанием на его бытийный статус. Первой категорией этого "что" было подлежащее, второй - существенный признак (фактически глагол), третьей - свойство, четвертой - свойство в отношении.
История стоицизма охватывает шесть столетий.
Древним стоицизмом называют эпоху III-II вв. до н. э., когда формировалась школьная доктрина. Здесь можно выделить два этапа. Первый - деятельность Зенона Китийского и его ученика и преемника Клеанфа. Судя по сохранившимся фрагментам, в это время в основ-ном разрабатывалась этическая и физическая составляющие стоицизма, причем многие из стоических учений непосредственно перекликались с кинизмом. Второй - творчество Хри-сиппа (280-208 гг. до н. э.), который особое внимание уделял логическим исследованиям, и, вероятно, именно после него стоическая доктрина приобрела известный нам облик.
Платонизирующим стоицизмом называют стоицизм I в. до н. э., когда начинается син-тез стоических учений с аристотелевскими и платоновскими. Именно в это время в Стою проникают концепция идей (понимаемых, правда, как "идеальные вещи"), учение о двух ду-шах (благой и злой) и т.д. Наиболее выдающимися представителями этого периода являлись Панэтий и Посидоний (который перенес центр деятельности стоической школы на о. Родос).
Римским стоицизмом называется период первых вв. н. э., когда стоическое учение стало наиболее распространенным в среде римской аристократии (и в лице Сенеки оказыва-ло определенное влияние на политическую жизнь империи). В эту эпоху ни физическая, ни логическая стороны стоицизма не претерпевают каких-либо серьезных изменений. Зато в этической стоики разрабатывают ставший знаменитым бдагодаря Сенеке жанр "Увещева-ний", который был не только литературным приемом, но и определнным стилем философст-вования. Именно в рамках это жанра написаны произведения, которые в наибольшей степе-ни показывают близость этической проповеди стоиков и проповеди христианства ("Нравст-венные письма к Луцилию" Сенеки, "Беседы" Эпиктета, "К самому себе" Марка Аврелия).
Стоицизм оказал так же определенное воздействие и на христианское богословие. Основатель Александрийской Дидаскалии, Пантен, был стоиком; прошел через увлечение стоицизмом и Климент Александрийский. Однако наибольшее теоретическое воздействие стоицизм оказал на латинское богословие II-III столетий. Так, Тертуллиан в своем тринитар-ном богословии и христологии воспроизводил основные положения стоического учения о категориях и о наличии логосов внутреннего и высказанного.