Главная   Новости    Биография   Статьи  Переводы   Публикации   Словарь  Платоновское общество Искусство войны Почтовый ящик   Форум   Ссылки

СИЗИГИЯ (греч. - "брачная чета", "сопряжение") - понятие, пользовавшееся в эпоху поздней античности для обозначения такого сопряжения горного и дольнего, когда они сливаются в единую "супружескую" пару. Идея Сизигии ведет происхождение от древнего иудаизма, считавшего, что брак есть основа человеческого существования. При этом под сизигией нужно понимать как брак мужчины и женщины, так и брак человеческого начала с божественным. "Израиль" в иудаизме часто отождествляется с девой-душой, которую любит Бог (ср. "Песнь Песней"). Согласно иудео-гностической "Книге ангела Баруха" мир рожден от брака Элохима (духовный план бытия) и Эден (душевный). Широкое распространение идеи Сизигии связано также с присущим всем средиземноморским и ближневосточным языческим культам представлениям об инициации как о вхождении в "брачный чертог", как о принятии на себя механического супружеского обета.
Идея сизигии пронизывает позднеантичные учения не только на уровне отношения горнего и дольнего. Она присутствует уже в сфере "горнего". Впервые ее истоки можно обнаружить у Филона Александрийского, считавшего, что в парадигматическом плане бытия каждой идее соответствует парная ей (высокое - низкое, простое - сложное, равное - неравное и т.д.) . "Вторая" составляющая этих пар относительно "ущербна", ибо несет в себе смысл, противоположный первой (фиксирующей внимание на "положительной" стороне сущего). Однако ущербность эта не более чем потенциальна, так как в идеально сфере она растворена среди образов - образцов прекрасного бытия. Схожие идеи о двойственных "корнях" бытия (высоких и низких) высказывались несколько позже неопифагорейцем Модератом, а также в симонианском трактате "Апофазис Мегале" (см. 6. 9-18). Еще более ясно сформулированы в гностических учениях. Например, у Валентина зоны порождаются (истекают из) сверхбытийственным Отцом "брачными сопряжениями" и каждая пара порождает следующую (например: "Отец и Истина", "Логос и Жизнь", "Единородный и Желанная"). Противоположность мужского-женского играет здесь духовную, а не буквальную роль. Буквально-телесной она становится после того, как София "изменяет" своей паре ("Желанному") и совершает отпадение от Плеромы. Всю дальнейшую космологию и историософию школы Валентина можно рассматривать как драму, связанную с возвращением блудной жены в дом мужа своего. Не чужд такой форме представления о сизигии и мистический иудаизм. В книге "Зохар" Ягве назван Отцом Сущего, а Элохим - Матерью.
Для христианства идея сизигии прежде всего имеет отношение к символической связи между душевной и духовной стихиями. Душа человеческая, приобщающаяся к таинствам крещения, миропомазания, причастия, становится невестой, которую ожидает в брачном чертоге ее духовный жених Христос. "По образцу" небесного брака выстраивается таинство брака земного (муж - духовное, жена - душевное). Впрочем, в русской религиозной философии (Вл. Соловьев, П.Флоренский) происходит некоторый "анамнесис" иудео-гностических представлений о сизигии. Проявляется это и в идее Софии, и в учении о вселенском супружестве между Хаотически-материалым и сакрально-духовным.