Мистические путешествия к шаманам Латинской Америки, путешествие в Перу, путешествие в Южную Америку, экспедиции в Непал, экспедиции в Тибет

Абсолютология - путешествия, мистика, философия, экспедиции в Латинскую Америку к шаманам курандерос

АБСОЛЮТОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ, ФИЛОСОФИЯ, ПСИХОЛОГИЯ, ТЕОЛОГИЯ, МИСТИКА, КЛУБ МИСТИЧЕСКИХ ПУТЕШЕСТВИЙ

Путешествие в Индию, туры в Индию, Все о Перу, экспедиции в Индию, мистическая Индия

Главная страница | Статьи | Книги | Клуб Мистических Путешествий | Путешествия | Новости | Контакты



Программы путешествий Клуба Мистических Путешествий (Клуб Путешественников "Курандерос"):


Материал сайта www.absolutology.org.ru . При полном или частичном использовании материалов в интернете активная ссылка на 'www.absolutology.org.ru' обязательна!

Был ли Рон Хаббард учеником Алистера Кроули?

Берснев Павел

Изредка в СМИ просачивается информация, кочующая по информационным каналам уже много лет, а именно что американский писатель-фантаст и основатель церкви сайентологии (саентологии) Рон Лафайет Хаббард был учеником скандально известного сатаниста, мага ХХ века и 'самого порочного человека на свете' Алистера Кроули. При этом, как правило, рассказывается 'мрачная, шокирующая история' о загадочной связи Рона Хаббарда с учеником Кроули Джеком Парсонсом. В частотности, 5 октября 1969 года газета 'Sunday Times' опубликовала статью, частично основанную на информации, взятой из переписки Алистера Кроули и Джека Парсонса. В дальнейшем, когда работникам газеты были представлены факты, редакция откорректировала опубликованную ранее информацию, и пообещала более никогда не повторять ложные заявления. Так что же произошло на самом деле? Был ли Рон Хаббард последователем Алистера Кроули?

 

Однако для разъяснения ситуации давайте вначале бегло ознакомимся с сутью учения самого 'злодея' и 'возмутителя общественного спокойствия' - Алистера Кроули (1875 - 1947).

 

Выход за пределы морально-этических норм общества, асоциальный протест были лейтмотивом жизни Алистера Кроули. Любое его появление на публике неизменно сопровождалось скандалами и конфликтами. Родившись в зажиточной семье пивоваров, в юные годы Кроули ни в чем не нуждался, и вел образ жизни, который мог позволить себе только человек из состоятельной семьи. Не смотря на это, свои дни Кроули закончил в скромной гостинице практически в полной нищете.

 

Корни бунтарского духа прослеживаются уже в раннем детстве Алистера. Кроули воспитывался в угнетающей атмосфере радикальной фундаменталистской протестантской секты 'Плимутские братья', соблюдающей строгие пуританские нормы в вере и быту. Мать Кроули, которую  тот  называл 'безумной фанатичкой самого ограниченного, непоследовательного и безжалостного типа', считала сына 'Антихристом из Апокалипсиса'.  В какой-то момент Кроули и вправду 'понял', что он является 'Великим Зверем 666'. Возвыситься над 'обществом презренных недочеловеков', засияв звездой Люцифера и совершив все доступные ему 'грехопадения' - вот путь, который избрал для себя Кроули.

 

Немало параллелей можно найти в жизни и творчестве Алистера Кроули и знаменитого немецкого философа польских корней Фридриха Ницше (1844 - 1900).

Детство Ницше также проводил, получая очень религиозное христианское воспитание. Его отец был пастором. В юности Ницше учился в университете на классическом и филологическом отделениях, и показал настолько блестящие способности, что еще до получения ученой степени ему предложили быть профессором филологии в Базеле.

Мировоззрение Ницше пропитано, по выражению Бертрана Рассела, 'аристократическим анархизмом байроновского типа'.

 Ницше объявил 'великий крестовый поход на мораль и ценности современного ему мира. Это был поход против 'лживости морали', в основании которой, как полагал Ницше, лежало что угодно, только не мораль. Ницше провозгласил 'переоценку всех ценностей'. Бога он объявил мертвым (в душах людей, которые извратили образ Бога - 'Бог умер! Бог лежит мертвый! И убили его мы!'). 'Воля к власти' должна была вывести человека из положения 'твари дрожащей' к состоянию человекобога, 'сверхчеловека'. Безумный экстаз кровавого бога Диониса, как полагал Ницше, должен был ураганом снести  'лживый лоск бюргерского (мещанского) благополучия одомашненных лакейских душ', и ввергнуть человека в бездну зияющего хаоса свободы.

Надо сказать, что антихристианство Ницше было, во многом, выражением его протеста против 'лицемерия' власть имущей  церкви и господства общества безликих посредственностей - 'недоделанных и неполноценных' людей. Место 'мертвого бога' в уме Ницше заняли древние боги-архетипы - ночной Дионис и солнечный Аполлон. Дионис по представлениям Ницше, - это принцип первобытного хаоса экстатического опьянения, необузданная стихия жизни, а Аполлон - мера и разум. Единство и противоположность этих начал объявлялись Фридрихом Ницше сутью самой жизни - трагической, яркой и прекрасной.

 Герой, восходящий к сверхчеловеческим высотам, рисуется Ницше как 'лев', переставший быть 'верблюдом', навьюченным изжитыми ценностями и грузом предрассудков. Лев храбро вступает в схватку с драконом не только устаревших, но и вредных ценностей, и обретает,  в конце концов, свободу. Свобода превращает льва в игривого ребенка - бога-сверхчеловека, который сам учреждает ценности и по своей воле творит собственный мир.

Лев побеждает в битве с древними поработителями человеческого духа, в клочья разрывает врага, спрятавшегося под благообразной маской традиционного воспитания, образования, морали, религии и науки.

Ницше верил, что весь аппарат 'навыков, норм и ценностей', формирующих традиционную культуру, предназначен (сознательно или бессознательно) лишь для удержания человека в состоянии 'твари' и 'раба', для поддержания власти 'низших' людей. Своей задачей Ницше считал освобождение духа из этого рабского положения, возвеличивание духа и самосозидание в нем 'творца', которого он назвал 'сверхчеловеком'. 'В человеке, - восклицает Ницше, - тварь и творец соединены воедино: в человеке есть и творец, ваятель, твердость молота, божественный зритель и седьмой день - понимаете ли вы это противоречие? И понимаете ли вы, что ваше сострадание относится к 'твари в человеке', к тому, что должно быть сформовано, сломано, выковано, разорвано, обожжено, закалено, очищено, - к тому, что страдает по необходимости и должно страдать?'.

Сострадание к 'твари', согласно Ницше, недопустимо:

'Задача в том, чтобы достичь той огромной энергии величия, которая сможет создать человека будущего посредством дисциплины, а также посредством уничтожения миллионов 'недоделанных и неполноценных' и которая сможет устоять и не  погибнуть при виде страданий, тем самым создаваемых, подобных которым никогда не видели раньше'.

 

По существу, 'Великий Зверь' Алистера Кроули - практически тот же 'лев' Фридриха Ницше - беспощадный, бессердечный и неукротимый.

Лев, как виделось Ницше, преодолевает нигилизм и упадничество (декаданс) западной культуры, которая, по его мнению, отказалась от ценностей, смысла и всего достойного желания. Но 'воля к власти' должна вывести льва к победе. Власть слабых духом, удерживаемая обманом, коварством и численным превосходством, должна пасть, уступив сильным  и благородным сверхлюдям, которые утвердят новый порядок на основе новых ценностей свободных духом творцов.

Новые ценности по Ницше - это сила, жизненность и власть.

Человеческая масса 'стадных людей' противится новым ценностям, прячась за спиной выдуманного ими бога, защитника слабых и убогих рабов. Но герой-сверхчеловек, одинокий, брутальный и витальный воин-рыцарь, способен выстоять и победить в неравном поединке с серой безликой массой жалкого озлобленного, крысиного большинства, объединенного лживой моралью рабов. 'Сверхчеловек' (или тот, кто встал на путь воина-льва) 'биологически' стремится к власти. Воля к власти можно сказать - это основной инстинкт. В основе всякой жизни и поведения лежит воля к самосохранению. Это самосохранение - главная движущая сила, главный побудительный мотив любого живого организма, это стремление жизнеспособности, усиление жизнеощущения, прирост силы и власти. 'Этот мир, - восклицает Ницше, - чудовищная сила, без начала, без конца, твердая жизненная необъятность силы: Этот мир есть воля к власти - и больше ничего! Так будьте же и сами этой волей к власти - и больше ничем!'.

На основе этих утверждений Ницше выстраивает новую 'морально-этическую' систему - 'Что есть добро? - Все, что усиливает в человеке чувство власти, волю к власти, могущество. Что есть зло? - Все, что вытекает из слабости. Что есть счастье? - Ощущение того, что власть растет, чувство, что еще одно препятствие успешно преодалено'.

Неудивительно, что итогом пути певца 'воли к власти' становится гимн 'эго' - 'Антихристианин' (1888), в котором Ницше посылает 'проклятия христианству' и 'религии рабов'.

Христианство представляется Ницше стадом больных человеческих животных, недочеловеков, поскольку, по убеждению Ницше, христианство всегда принимало сторону всего слабого, низкого и уродливого. Ницше заявлял, что христианство противоположно главному инстинкту жизни - инстинкту выживания сильных и способных. На самом деле, рассуждает Ницше в антихристианине, к действию побуждает инстинкт жизни, инстинкт выживания, а удовольствие служит доказательством того, что действие было правильным.

Ницше искренне верил в то, что человеку нужно вернуть осознание своего 'божественного происхождения". А для этого нужно избавиться от идеи бога, как 'символа костыля для усталых людей, спасительного якоря для тонущих'. 'Бог нищих, грешников, болезненных существ' - это порождение самих нищих, грешников и больных, проекция на небеса их больных фантазий, надежд и иллюзий.

Сравнивая христианство и буддизм, Ницше заявляет что последний 'во сто крат реалистичнее христианства'. 'Буддизм - это единственная во всей истории настоящая позитивистская религия'. Буддизм стремится к высшей цели - радости духа, невозмутимости, отсутствию желаний - и цели своей достигает. 'Буддизм - не та религия, в которой лишь чают совершенства; совершенство - это норма для буддизма'. Тем не менее, даже буддизм, так как понимал его Ницше, был учением "нигилистическим".

 

'Антихристианин' и 'Ecce homo' были последними книгами Фридриха Ницше, написанными в 1888 году. На следующий год Ницше впадает в полное помрачение рассудка.

Что было причиной его психической болезни? Его философия или вполне 'материальные причины' недуга? Пожалуй, не стоит выносить напрашивающийся сам собой 'приговор'. Однако заметим, что практика показывает, что итог крайнего эгоцентризма, нетерпимости и жестокосердия всегда плачевен, и результат один - диагноз 'мания величия'. Как правило, мания сопровождается истерическими припадками, надменными выпадами 'в адрес небес' : а заканчивается полным безумием и жизненным крахом.

 

В далеких заснеженных Гималаях у тибетцев существует вера в различных духов, которыми может быть одержим человек. Существует бесчисленное множество духов, которых в христианской традиции можно было бы назвать бесами, повинных в большинстве человеческих болезней, как правило 'психосоматического характера'. Так вот существует особый класс духов - гьялпо, ответственный за многие человеческие безумства.

Первый признак присутствия духов гьялпо - люди становятся очень нервными и раздражительными. Там где гьялпо - начинаются конфликты, бедствия, беспорядки и войны. Существует также целый ряд злых духов, которые находятся в подчинении у гьялпо.

Одна из задач гьялпо - расширение собственной армии злых духов. У них есть целый арсенал 'вербовочных средств'. И первое из них - 'соблазн властью и богатством'. Имея достаточно сил и возможностей, гьялпо вербуют в свои ряды существ из разных миров (в том числе и людей). Купившись на способности, которыми наделяют гьялпо своих жертв, люди (в зависимости от ряда обстоятельств) обретают ряд преимуществ перед обычными соплеменниками. Они могут обладать невероятной силой воздействия на умы других людей (за счет чего быстро обретают власть и богатство). Такие люди внешне могут выглядеть весьма преуспевающими и успешными. Могущественные покровители (гьялпо) помогают в продвижении своих земных ставленников, устраняют врагов и внешние противодействия.

Единственно, что может выдавать этих 'слуг гьялпо' - внезапные вспышки гнева и раздражительности. Но на фоне прочих 'заслуг' и 'достижений' такие проявления считаются несущественной мелочью, и на них не обращается внимания.

Подобные 'сказки' о злых духах существуют у всех народов. В мусульманстве это джинны, в христианстве - бесы и т.д.

Тот кто однажды вступил в связь с духами гьялпо и совершил для них акт подношения (именуемый в индо-тибетской традицией 'пуджей'), уже не может просто отказаться от их 'услуг'. В обратном случае гьялпо начинают приносить вред человеку, он становится очень нервными.

Но даже и те, кто верно служат своим злым покровителям, со временем заболевают (расстройства связаны прежде всего с психической энергией) и теряют разум.

Поскольку главная цель духов гьялпо - сделать каждого, кто с ними связан, своими слугами, то после смерти такие люди сами пополняют ряды класса гьялпо и остаются в таком обличье до восьмидесяти тысяч лет, либо покуда существует сам класс этих духов в определенном цикле вселенной.

Существуют ли эти духи в действительности, или же это описание естественного процесса психического заболевания с точки зрения наделенного богатым воображением древнего человека - вопрос риторический. Тем не менее, эффект и сам процесс описывается весьма конкретно. Вначале человек ощущает острую потребность 'освободиться от смирительных оков' общественной морали, затем все больше входя во вкус собственной маргинальности, исключительности и уникальности, культивирует собственное 'эго'. Часто личности такого плана воспринимаются окружающими как харизматические, богоподобные или даже божественные (или в других случаях - демонические). Они обладают способностью дерзновенно 'зажигать' другие умы. Обычно их идеи революционны, в них чувствуется бунтарский дух.

Неудивительно, что в бунтующие 60-ые годы двадцатого века, века битников и хиппи такие личности как Фридрих Ницше и Алистер Кроули были весьма популярны. Знаменитый поэт и музыкант, солист группы 'Дорз' Джимми Морисон в юности до дыр зачитывал книги Ницше, и настолько вошел в образ 'неиствующего Диониса', что превратил собственную жизнь и жизнь тысяч своих поклонников в безумный оргиастический танец-вакханалию.

В свое время Алистер Кроули был почитаем одним из участников рок-группы ' Led Zeppeline' Джимми Пейджем, который собрал самый большой архив рукописных работ мага, а также приобрел дом Кроули на берегу лохнесского озера. 

Так или иначе, идеализированный образ Алистера Кроули вдохновлял многих рок-музыкантов и многие музыкальные группы, среди которых можно назвать Битлз, Ролинг Стоунз с Миком Джаггером, Дэвида Боуи, Оззи Осборна и других.

 

Безусловно, ницшеанство и психоанализ, наряду с западным оккультизмом и восточными практиками были главными источниками вдохновения Алистера Кроули. Впрочем, круг идей, разрабатываемых в ницшеанско-фрейдистском ключе был известен как современникам, так и предшественникам 'Великого Зверя'. Идеи 'воли к власти' и 'культивирования желания' были известны задолго до Кроули и Ницше. Еще в XVI веке Николо Макиавелли рассуждал об оправдании любых средств, ведущих к власти в работе 'Князь'. Основой государства, полагал Макиавелли, должна быть 'властная воля государя'. В случае необходимости властитель должен быть готов творить как 'добро', так и 'зло'. В интересах сохранения власти полезно не быть, а казаться добрым, чтобы снискать доверие народа. Сила и способность вовремя воспользоваться сложившимися обстоятельствами - залог успешного правителя. В свою очередь, в том же XVI веке алхимик и маг Джон Ди писал: 'Делай то, что приносит тебе наибольшее удовольствие'. А веком ранее монах-бенедикцинец и сатирик Франсуа Рабле прославился   изречением 'Делай, что хочешь'.

 

Кроули был личностью эксцентричной и эгоцентричной, лишенной чувства сострадания к людям и животным (известно, что Кроули был заядлым охотником). В сочетании с некоторым литературным талантом, а также острым умом (шахматы были любимой игрой Кроули), немалой эрудицией в области литературы, искусства, а также, прежде всего, в вопросах оккультно-эзотерического содержания  (чему немало способствовало образование, полученное в Кембридже и членство в различных эзотерических сообществах), 'антимессианство' Кроули нашло немало последователей в разных частях западного мира. Образ бунтаря-мага, почти что лермонтовского демона - 'печальный Демон, дух изгнанья летал над грешною землей' - был весьма привлекателен в эпоху общего пессимизма и депрессии, вызванной двумя мировыми войнами.

Кроули был авантюристом в лучшем смысле этого слова (от французского 'aventure' - приключение). Кроули много путешествовал практически по всему миру (Мексика, Индия, Китай и другие страны). Он был альпинистом и совершал опасные восхождение к горным вершинам. В Гималаях он непосредственно ознакомился  с восточными учениями и практиками йогов. А в Египте, как утверждал сам Кроули, он получил откровение от своего 'ангела-хранителя', отразившееся в его программном сочинении - 'Книге Закона' (1904).

 

Произведения Кроули отличает нарочито провокационный и эпатажный характер. Но во многом это бунтарская маска, за которой скрывается 'переосмысление всех ценностей' начала ХХ века, талантливая рефлексия той культурной атмосферы, которую формировало две глобальные войны - Первая и Вторая мировая.

Фундаментальные понятия мировоззрения Кроули - 'воля и эрос'. Главная задача адепта его учения - воспитание чистой воли,  свободной от целеполагания и не зависящей от жажды результата. Такая чистая воля совпадает с 'Волей Вселенной', и тогда эрос становится той энергией, которая позволяет осуществить полную магическую реализацию.

Главной 'заповедью' антицеркви Телемы (от греч. 'воля'), основанной Алистером Кроули, стало его изречение: 'Делай что желаешь, в этом Закон', и 'Любовь есть Закон, любовь подчиненная воле'. Объединяясь с Волей Вселенной, постигая тайные механизмы Природы, маг как бы сливается с Макрокосмосом, подчиняет себе силы Природы и створяет собственный Микрокосм. Изначально маг должен осознать  побуждающую силу, инерцию всей Вселенной и объединить свое истинное 'я', Самость с Мировой Волей. Главный метод, посредством которого можно осуществить это единение, заключается в понимании и признании общего порядка Вселенной, и 'только ошибка в мышлении не позволяет нам осуществить свое истинное Желание'. Такая 'ошибка в мышлении' - признание иллюзии за чистую монету. Этот самообман оказывается ловушкой, и в результате человек попадает в рабство к силам, которые делают его безвольной и абсолютно управляемой игрушкой стихий. Таким образом, для того чтобы 'встать лицом к лицу с Вечностью', следует освободить сознание от любых миражей и иллюзий. В этом заключается суть пути мага, 'универсальном средстве налаживания контакта с Реальностью, с которой сброшены все покровы иллюзии'.

Для 'срывания' этих 'покровов иллюзии' для Кроули хороши любые средства. Если общественные морально-этические и религиозные ценности - это  средство сохранить статус-кво, призванное лишь облегчить рабское существование человека (не устраняя самого рабства), то такие ценности (следуя все той же логике в духе Фридриха Ницше) нужно низвергнуть.

Для Кроули основной техникой выхода за границы мира рабов становится чрезмерность во всем, которую можно рассматривать как перевернутый (инвертированный) аскетизм. Если путь монаха-аскета - крайность самоограничения, то для Кроули это крайность в чрезмерности, в доведении до предела наслаждения и боли в сексе (в том числе и гомосексуализм), алкоголе и наркотиках. При наличии сильной воли, согласующейся с 'волей Вселенной', Кроули предполагал, что сможет пройти дорогой безумия и транса к высшей озаренности и постижению тайн Природы.

Ритуальная магия, по убеждению Алистера Кроули, это 'самая точная из всех наук, требующая от адепта предельного сосредоточения всех моральных и физических сил на поставленных перед ним задачах'. Сущность магической работы - шаг за шагом сужать границы неведомого и непознанного, окружающего человека повсюду, но неосознаваемого им. Язык такой магической науки должен быть таким же безупречным как язык точных и естественных наук. Как и в физике, в магии важно правильно понять принципы трансформации сил, так как 'всякая сила Вселенной может быть преобразована в любую силу иного рода через применение надлежащих  средств; это обеспечивает приток всех возможных сил, которые нам могут понадобиться' ('Теорема' 15 А. Кроули).

Таким 'магом-зверем' должен был стать ницшеанский сверхчеловек, которого Кроули назвал тейтан, титан ('TEITAN = 300+5+10+300+1+50=666', или 'ТИТАН Прометей - число коего есть число человека: шестьсот шестьдесят шесть').

'Боги', по Кроули, это Силы Природы, и они - враги Человеку. Как и античные титаны люди должны осознать свою божественность и объявить войну 'богам-олимпийцам', которые в доисторические времена одержали победу над титанами, низвергнув их в тартар. Тартар - мрачная бездна в недрах земли, в которой томятся 'богопреступники'-титаны.   'И чтобы войти в их царство, Человек должен одолеть их ('богов' - прим. П.Б.) - таково установление Природы. <...> Положение Мага таково, что он обнаруживает себя заточенным внутри искаженной Природы Несправедливости, и его первейшая задача - выбраться оттуда' (Кроули А. 'Магия в теории и на практике'). Согласно античным мифам титаны отличались гордыней и необузданностью нрава. Примечательно также то, что люди считались в некотором смысле детьми титанов. Согласно некоторым мифам, Прометей был братом Атланта и сыном титана Иапета и Климены. Прометей сотворил из глины человека, обманув главного олимпийского бога Зевса во время жертвоприношения. Зевс разгадал обман и лишил людей огня. Но Прометей похитил огонь и принес его людям. Титан Прометей научил людей пользоваться огнем, различным ремеслам и искусствам. За это Прометей жестоко поплатился. Зевс приковал его к скале в Колхиде, а орел выклевывал ему печень. Так или иначе, в различных мифах Прометей выступает как благодетель людей и противник Зевса. Неслучайно в эпоху Возрождения прометеевский сюжет обрел невероятную популярность. Прометей стал символом человеческого прогресса, несущего свет-огонь-науку людям (несмотря на сопротивление церкви). Зевс стал отождествляться с церковным диктатом, который следовало свергнуть и принести свободу человечеству - детям титанов (или их земным проявлениям).

 

В определении Кроули Магия есть Наука и Искусство вызывать Изменение, совершающееся в соответствии с Желанием, т. е. преднамеренно (в соответствии с Истинным Желанием, Желанием Жить). По словам Кроули, 'человек находится в неведении относительно природы собственного существа и собственных сил... На деле он может подчинить всю осознаваемую им Вселенную своей индивидуальной воле'.

В центре учения Кроули лежит вера в то, что каждый из нас может контролировать свою судьбу: 'Постулат: Каждая требуемая Перемена может быть совершена путем применения нужного вида и нужной степени Силы нужным образом, используя нужный материал для нужного объекта'. И еще: 'Каждое волевое действие является Магическим действием'. 'Каждая неудача доказывает, что как минимум одно, а то и более необходимых требований к постулату не были соблюдены'.

Несмотря на то, что маг должен осознать свое единство с Универсумом, как индивидуальность любой человек в своей сути 'звезда', то есть является уникальной и неповторимой личностью, сияющей своим собственным светом.

 

Теперь обратим свое внимание к личности Рона Лафайета Хаббарда.

 Он был популярным прозаиком, исследователем, пилотом, капитаном судна, и т.д. Но прежде всего Хаббард прославился как основатель дианетики и сайентологии (саентологии).

 

Лафайет Рон Хаббард родился 13 марта 1911 года в Тилдене, штат Небраска (скончался 24 января 1986 года на ранчо недалеко от города Сан-Луис-Обиспо, Калифорния). Отец Рона, Гарри Росс Хаббард, был офицером Военно-морского флота США. Поскольку тихоокеанский регион в начале 20-х был зоной особых интересов США, юный Рон побывал с отцом во многих экзотических странах, таких как Китай, Япония, Филиппины и т.д.  Это обстоятельство во многом повлияло на формирование пристрастий и особенностей характера Рона Хаббарда:  дух конкистадора, любовь к морю и приключениям, а также интерес к религии и философии Востока. В университете Джорджа Вашингтона Хаббард изучал точные науки, посещал один из первых курсов ядерной физики. Хаббард написал массу приключенческих и научно-популярных книг. В 30-е и 40-е годы он был одним из самых популярных писателей Америки. Во время второй мировой войны Хаббард служил в военно-морских силах США. В 1947 году Хаббард опубликовал   результат своих исследований в области психологии (в 1951 году эта книга была опубликована под названием 'Дианетика: первоначальные тезисы', которая впоследствии была переиздана как 'Динамики жизни').

9 мая 1950 года Хаббард издал одно из своих главных сочинений, которое он назвал 'Дианетика: современная наука душевного здоровья'. Дианетика, по определению Хаббарда,- это технология духовного исцеления, занимающаяся вопросами человеческого разума. Дианетика, как определяет это ее основатель, означает 'через душу' и производится от греческого dia - 'через' и noos - переводимого Хаббардом как 'душа'. Таким образом, дианетика определяется как 'то, что душа делает с телом', или как ум влияет на наше тело. Цель дианетики - справляться с последствиями воздействия духа на тело, облегчение нежелательных ощущений и эмоций, последствий несчастных случаев, травм и психосоматических заболеваний.

Главная процедура душевного исцеления в дианетике называется одитинг (процессинг). Одитинг (от латинского audire - слушать), или процессинг - сайентологический термин, означающий действие, при котором человеку задают специальный вопрос (который тот может понять и на который может ответить), получает ответ и подтверждает получение ответа. Проводит дианетическую сессию одитор, т. е. человек, специально обученный на курсах Хаббарда.

Центральная идея дианетики - наличие в уме человека вредной составляющей, которую Хаббард назвал 'реактивным умом'. Реактивный ум содержит запись всех моментов потерь, страданий, болезненных переживаний и травматических инцидентов того времени, когда человек находился без сознания. Эти записи в виде умственных образов-картинок содержатся в подсознании человека, но в определенные моменты эти 'невидимые монстры' становятся причиной всех духовных невзгод, страхов, эмоций, боли и психосоматических болезней.

Другую часть ума Хаббард назвал 'аналитическим умом', который, в отличие от 'реактивного ума', действует на сознательном уровне: отвечает за мышление, за сбор, анализ и запоминание информации и за решение всевозможных задач. Главная задача дианетики - избавление от реактивного ума через выявление и нейтрализацию 'подсознательных монстров'. Человека, полностью освободившегося от реактивного ума, Хаббард назвал 'клиром' (т. е. 'очищенным' или даже 'просветленным').

В своей книге 'История человека', изданной в 1952 году, Хаббард рассказывает об инструменте, который сделал возможным открытие прошлых жизней. Это Е-метр, или электропсихометр, прибор, 'измеряющий электрическую активность мысли'. Еще раньше Хаббард пробовал работать с электроэнцефалографами и полицейскими детекторами лжи, но они его не удовлетворили. Е-метр же справился с поставленной задачей. 'По сравнению с существующими приборами,- пишет Хаббард в 'Истории человека',- он все равно что электронный микроскоп по сравнению с глазом, вооруженным кварцевым стеклышком'. Согласно теории Хаббарда, человек состоит из трех основных частей - ума, тела и тэтана (а также сущностей более низкого духовного порядка). Тэтан - бессмертное духовное существо - и есть сам индивидуум. Тело - это углеродно-кислородная машина тэтана, а разум - состоит из умственных образов-картинок. Эти картинки имеют вес и массу и могут оказывать негативное влияние на состояние человека. Е-метр, по Хаббарду, регистрирует воздействие на тело такой картинки, создавая в теле очень незначительный электрический ток (при напряжении примерно в полтора вольта). Когда человек смотрит на умственную картинку, например, переживая случай своего прошлого, он перемещает и изменяет умственные массы и энергию. Эти изменения в уме воздействуют на поток электричества, создаваемый Е-метром, что заставляет стрелку Е-метра менять свое положение на шкале. С помощью Е-метра обнаруживаются области умственной или душевной травмы. Это позволяет определить, какие действия нужно предпринять в процессе одитинга, чтобы разрядить умственные картинки, негативно влияющие на жизнь человека.

С учетом новых данных о прошлых жизнях человека на основе дианетики Хаббард развил религиозно-философское учение - сайентологию (в другом варианте перевода - саентологию). В 1954 году в Вашингтоне, округ Колумбия, была создана Церковь Сайентологии. Сайентология, по определению Хаббарда,- это изучение духа и работа с ним в его взаимоотношениях с самим собой, вселенными и другой жизнью. Слово 'сайентология' происходит от лат. scio - 'знание в самом полном смысле слова' и греч. logos - 'учение'. Буквально означает 'знание о том, как знать'. В сайентологии человек рассматривается как духовное бессмертное существо - 'тэтан'. Хаббард использовал слово 'тэтан' (thetan) для обозначения внутреннего 'я', духа, подлинной личности. Он утверждал, что это слово происходит от буквы 'тэта', которой греки когда-то, как полагал Хаббард, обозначали 'мысль, жизненную силу, дух, душу'. Тело и разум являются инструментами тэтана, который путешествует по различным вселенным триллионы лет, проживая разнообразные формы жизней, во время которых отягощается все новыми инграммами (инграммы, или энграммы - умственная образ-картинка, представляющая собой запись момента физической боли и бессознательности) и имплантами (чужеродные 'программы', внедряемые в сознание тэтана другими тэтанами, как правило с целью подчинить его чужой воле). Для очищения от них сайентология предлагает многоступенчатую систему курсов под названием 'Мост к абсолютной (полной) свободе', или 'Сайентологический Мост'. Достигнув состояния клира, человек получает возможность пойти на программу, состоящую из множества ступеней и уровней, и приобрести способности действующего тэтана определенного уровня.

Действующий тэтан может выходить из своего тела, влиять не только на людей, но и на материальную природу, обладает другими сверхъестественными возможностями. Характерным является закрытость (конфиденциальность) содержания курсов 'высоких, продвинутых уровней'. Считается, что, если информация с этих уровней будет открыта неподготовленному человеку, у него возникнут серьезные проблемы, что даже может стать причиной его гибели. Поэтому мировоззрение человека, начавшего движение по сайентологическому мосту, меняется постепенно, порой незаметно для него самого.

С момента своего появления дианетика (в дальнейшем превратившаяся в сайентологическую религию) стала очень популярна на Западе. Люди покупали книгу 'Дианетика', читали ее и одитировали друг друга. Вскоре появилась необходимость координировать их усилия, систематически обучать одиторов. В городе Элизабет, штат Нью-Джерси, образовался Хаббардовский Фонд дианетических исследований. Его отделения открылись в Лос-Анджелесе, Нью-Йорке, Чикаго и Гонолулу. Главными центрами были Элизабет и Лос-Анджелес. В период между 1950 и 1954 годами лекции Хаббарда посещали тысячи людей, многие из которых прибывали из-за океана. Одиторы работали в больницах. В Калифорнии было получено разрешение на учреждение сайентологического университета. Координацией всей этой деятельности занималась МАСХ (Международная Ассоциация Сайентологов Хаббарда), в которую входили Хаббард, несколько человек штатного персонала и большое количество членов Ассоциации - то есть одиторов со всего мира. Дианетическими идеями увлекались, например, такие известные писатели, как Уильям Берроуз и Олдос Хаксли. Высокую оценку исследованиям Рона Хаббарда давал Станислав Гроф: 'Сайентология - это еще одна система, в которой подчеркивается психологическая значимость телесных травм. <:> Хаббард различал 'энграммы', т. е. ментальные записи времени физической боли и бессознательного состояния, и 'вторичности', т. е. ментальные образы, содержащие такие эмоции, как горе или гнев. Вторичности возникают за счет энграмм, которые лежат в их основе и являются самым глубоким источником психологических проблем. Некоторое сходство концепций проявляется и в признании первостепенной значимости родовой травмы и пренатальных воздействий, включая опыт зачатия, и в признании памяти предков и эволюции (или, как Хаббард ее называл, 'опыта по генетической линии'), а также в акценте на прошлых воплощениях' (1).

Стоит также добавить, что Роном Хаббардом была разработана весьма эффективная технология обучения, уделяющая особое внимание прояснению непонятых слов, а также бизнес-технология, которая во многом не потеряла своей актуальности и по сию пору.

 

Хаббард полагал, что 'источником жизни является статика, которая имеет особые свойства, характерные для нее'. 'Статика жизни не имеет массы, движения, длины волны, положения в пространстве и во времени. Она обладает способностью постулировать и воспринимать'. 'Абсолютная истина есть статика. Статика не имеет массы, значения, не обладает подвижностью, не имеет длины волны, времени, расположения в пространстве, пространства. Техническое название этого - 'основополагающая истина'. 'До начала была Причина, и единственной целью Причины было создание следствия. От начала и навеки есть решение, и это решение - БЫТЬ. Первое действие бытийности - это принять точку видения. Второе действие бытийности - разместить на расстоянии от точки видения точки для видения - точки протяженности' (Л. Рон Хаббард 'Что такое Сайентология?'). Иными словами, недвойственная реальность делится на воспринимающих субъектов (точки видения) и воспринимаемые объекты (точки протяженности).

Статика, или тэта (жизненная сила, одушевляющая всех живых существ), 'развлекается' игрой с самой собою (или ложью себе самой и саморазоблачением), становясь проблемой для себя самой в форме физического мира. Жизнь - это игра, в которой тэта как статика решает проблемы тэты как МЭПВ (2). Однако в процессе разгадывания самой себя статика как тэта попадает в зависимость от материи (МЭПВ) и теряет осознание своей божественности и всемогущества. По убеждению Хаббарда, лишь с приходом сайентологии появляются технологии возвращения потерянной власти самой тэте, и живые существа получают возможность освободиться из материальной ловушки, но отнюдь не для того, чтобы эту материю 'растворить', расстаться с ней, а для того, чтобы вновь заняться любимым занятием - покорением и контролем МЭПВ.

В этом состоит главная игра в этой МЭПВ-вселенной. Ведь без барьеров в виде пространства и времени невозможен ни один подвиг. Когда мы прилагаем физические усилия, делаем верные рациональные расчеты, тогда мы можем покорять горные вершины, выигрывать гоночные соревнования, покорять космос и так далее. Если бы у нас не было бы препятствий в виде пространства и времени, если бы у нас не было достаточно сил, энергии, чтобы преодолевать эти пространства, то не существовало бы условий для игры. Так как в любой игре нужно наличие цели и противника-барьера-препятствия (на пути к цели), но препятствия в принципе преодолимого (то есть должна присутствовать достаточная степень свободы), то и существование МЭПВ-вселенной также необходимо для продолжения вселенской игры. Так Рон Хаббард выделяет главные составляющие любой игры - ЦЕЛЬ, ПРЕПЯТСТВИЕ и СВОБОДА.  

 

Весь феноменальный мир, по Хаббарду, возникает и поддерживается с помощью 'лжи' (лжи не в буквальном смысле, а скорее в метафизическом, в значении 'иллюзии'). Здесь просматривается аналогия с 'иллюзорным творчеством' Бога в религиозно-философском учении кашмирского шиваизма с помощью 'самообмана' Бога посредством 'майи', с той лишь разницей, что в кашмирском шиваизме отношение сознания и материи трактуются совершенно иначе. Главное отличие сайентологии и учения шиваизма заключается в том, что в последнем сознание не противопоставляется энергии-материи. Вообще, для тантрического подхода, и для системы Трика в частности, характерно утверждение о союзе и взаимодействии двух полярностей одной и той же реальности, т.е. сознания и энергии, или иначе, Шивы и Шакти, Трансцендентного Бога и Его Энергии. Для духа тантры, древней индийской эзотерической традиции, чужд дух вселенской реконкисты, или стремления отвоевать некогда потерянную власть  Духа над Материей.

 

Хаббард  не стремился отказываться от 'творческой лжи', полагая, что с помощью 'лжи' (или как в восточных индуистский учениях сказали бы - силой шакти и майи) может воспользоваться каждый действующий тэтан (духовное существо, ставшее причиной над МЭПВ).

'Таким образом, мы видим, что абсолютная истина не содержала бы времени, места, формы или события. Таким образом, мы сознаем, что мы можем достичь продолжения существования только тогда, когда скрываем истину. Ложь - это искажение времени, места, события или формы. <...> Таким образом, для того чтобы продолжать существование, все должно содержать ложь' (Рон Хаббард 'Прелогики и аксиомы сайентологии. Аксиома 38'). 'Ложь - это утверждение, что частица, которая переместилась, не двигалась, или частица, которая не двигалась, на самом деле переместилась' ('Там же. Аксиома 36').

 

Хаббард выделял два состояния, которых, как он полагал, можно достичь лишь с помощью сайентологии: тэта-клир и действующий тэтан. Тэта-клир (от англ. сlear - 'чистый' и греч. тэта - по Хаббарду, 'мысль, жизненная сила, дух, душа') может сознательно существовать независимо от тел. Действующий тэтан может сознательно и по своему желанию быть причиной по отношению к жизни, времени, энергии, материи и пространству, субъективно и объективно. 'Действующий', или 'Оперирующий', означает 'способный действовать независимо от вещей'.

'Что выше, Тэта-клир или Действующий тэтан? Ну, ответ на это не является тем, что мы привыкли думать. Поскольку ДЕЛАТЕЛЬНОСТЬ в действительности не находится на вершине, то мы обнаруживаем, что скорее всего мы создадим Действующего тэтана, прежде чем достигнем Тэта-клира, так как Тэта-клир будет, вероятно, не очень заинтересован в действиях. Следовательно, мы видим, что действительной целью, которой мы пытаемся достичь, не важно, в каком ограниченном смысле, является Действующий тэтан. Действующий тэтан является, в таком случае, очень изменчивой целью. Тэтан, который может войти и выйти из тела, в действительности отчасти действует, но он не является на самом деле Тэта-клиром, так как 'Тэта-клир' означает, в его высшем смысле, 'никакой дальнейшей зависимости от тел'' (Л. Рон Хаббард 'Сайентология: процедура клиринга').

'Конечной целью сайентологии является не превращение всего, что существует, в ничто или освобождение индивидуума абсолютно из всех ловушек, где бы они ни были. Цель сайентологии заключается в том, чтобы сделать человека способным жить лучшей - согласно его собственной оценке - жизнью, жить вместе с другими и играть в лучшую игру' (Л. Рон Хаббард. 'Сайентология. Основы мысли').

Если учесть, что для Хаббарда полная свобода - это состояние не-игры, в которой нет противников и врагов, необходимых для существования любой игры (Л. Рон Хаббард 'Сайентология 0-8. Книга основ'), то становится очевидным, что полное освобождение не являются  целями Хаббарда, поскольку полная свобода, так же как и сплошные барьеры, является состоянием не-игры. Задача сайентолога состоит в построении 'цивилизации, в которой нет безумия, преступности и войны', не выходя, выражаясь в буддийской терминологии, за рамки 'мира желаний', не покидая мира 'лжи' (поскольку для продолжения существования 'все должно содержать ложь'). Нужно лишь научиться управлять этой ложью.

Таким образом, Высшая Реальность (в интерпретации Хаббарда) испытывает что-то вроде скуки в состоянии не-игры, и тогда Она 'решает быть', находя радость в удовлетворении своих 'потребностей' в качестве конкистадора в панцире железном, покоряющего иллюзорный материальный мир, загораясь ДУХОМ ИГРЫ. Согласно Хаббарду, высшая цель живых существ МЭПВ-вселенной - бесконечное выживание. 'Выживательное усилие организма включает в себя динамическое стремление этого организма к выживанию себя самого, своего потомства, своей группы, своего подвида, своего вида, всех живых организмов, материальной вселенной, статики жизни и, возможно, Верховного Существа'.

'Целью человека здесь, на этой Земле, по-видимому, является выживание. И под выживанием подразумевается все необходимое для выживания, включая честь, мораль, идеалы и другие вещи, благодаря которым жизнь становится терпимой. Человек выживает до тех пор, пока он может это делать в течение одной жизни, и он делает это на самом высоком уровне активности и счастья, которого только может достичь. Когда он неспособен больше обрести надежду достичь этого идеала, он погибает. И хотя не хотелось бы вызывать недоверие, данный факт настолько легко продемонстрировать столь многими способами и с таким механическим научным постоянством, что следующее утверждение должно стать известным: по всей видимости, лишь тело человека умирает, и однажды человек рождается для новой жизни.

Если рассматривать это с физической точки зрения, человек в ходе эволюции пытается все больше и больше контролировать свою окружающую среду. Окружающая среда не контролирует здорового человека. Он контролирует окружающую среду. То, что окружает больного человека, невротика или сумасшедшего, имеет тенденцию контролировать его. Человек ясно видит это по мере того, как он при помощи Сайентологии движется к достижению душевных состояний, исполненных большего счастья. Здоровье человека и его способности улучшаются прямо пропорционально тому, как усиливается и становится более уверенным его контроль над тем, что его окружает. И наоборот, контроль человека над тем, что его окружает, становится все сильнее и сильнее по мере того, как человек становится здоровее и счастливее.

Отсюда - вторая цель. Очевидно, что человек выживает, чтобы добиться лучшего контроля над физической вселенной, контроля на более высоком уровне. Физическая вселенная состоит из материи, энергии, пространства и времени (МЭПВ).

Конечно, у человека могут быть другие цели за пределами физической вселенной, но мы особо отметим, что здесь, на Земле, его больше всего интересует завоевание МЭПВ. Естественно, он беспокоится также о своих собратьях и о живых организмах в целом, поскольку он состоит в своего рода братстве со всей жизнью.

Жизнь в целом занимается завоеванием МЭПВ, а человек - наивысшая форма жизни на Земле. Без этого совместного усилия всех форм жизни завоевание физической вселенной или даже выживание по принципу 'только самое необходимое' было бы невозможно. Человек как механизм достаточно сложен, и поэтому он должен существовать за счет форм жизни более низкого порядка, так как только они, в свою очередь, могут усваивать солнечный свет и химические вещества и вырабатывать сложные виды пищи, такие как белки' ('Л. Рон Хаббард. Идеальное состояние бытия').

Ключевым понятием для Хаббарда является понятие причинности. Способность быть причиной в окружающей среде и есть состояние контроля (в отличие от иного противоположного ему состояния - следствия, или отсутствия контроля). Именно причина создает эффект, а вот создание этого эффекта (следствия) и есть цель жизни, цель тэты. Быть причиной означает создавать постулат. Постулирование (причинность) вносит порядок в хаос (хаос - в значении 'беспорядок'). А способность вносить порядок - это лучшее, что может делать тэтан.

Такова в нескольких словах суть учения Рона Хаббарда.

 

Итак, был ли Рон Хаббард учеником Алистера Кроули?

 

Согласно официальным заявлениям церкви сайентологии Хаббард был приставлен к О.Т.О. (Ordo Templi Orientis, Орден Восточных Тамплиеров, основателем которого был Алистер Кроули) как агент ФБР, чтобы разрушить 'группу черных магов', в которую входило несколько видных ученых. Операция удалась сверх всяких ожиданий: 'Он спас девушку, которую они 'использовали', группа была рассеяна и никогда уже не восстановилась'.

Противники сайентологии напротив распространяют информацию, о том что Хаббадом двигал интерес совершенно другого рода. Якобы в поисках 'оккультных сил', Хаббард и впрямь участвовал в 'сатанинских ритуалах' с Джеком Парсонсом, а потом сбежал с одной из участниц совместных практик, прихватив при этом деньги Парсонса.

 

Судя по прочим событиям жизни основателя сайентологии, заявление о возможности участия Хаббарда в деятельности 'мрачной сатанинской группы', выглядит нелепой. С другой стороны, представить Хаббарда в роли 'агента ФБР', или даже просто - в роли военно-морского офицера, к которому обращаются агенты спецслужб с просьбой развалить 'группу физиков-сатанистов', тоже выглядит несколько странной (хотя и более правдоподобной).

Собственно, какова была предыстория слухов о связи Хаббарда и Алистера Кроули?

 

Алистер Кроули был основателем Ордена Восточных Тамплиеров. Эта организация имела отделения в разных концах света. Одним из таких отделений была организация Ложа Агапе, основанная в 1915 году. Она располагалась в городе Пасадена, штат Калифорния. В скудные послевоенные годы Кроули находился в плачевном состоянии в денежном плане. Главным источником его доходов была именно Ложа Агапе. Кроули, который находился в то время жил в гостинице 'Незервуд' в пригороде Гастингса в Великобритании.

Руководство ложей в послевоенные годы Кроули возложил на Джона У. Парсонса. Парсонс был ученым-химиком, ведущим специалистом по разработке ракетного топлива, а также аэрокосмическим инженером и одним из основателей Лаборатории реактивного движения в Калифорнийском технологическом университете. Дом Парсонса на Ориндж Гроув Авеню 1003 (Пасадена) был популярным местом встреч  ученых из Калифорнийского технологического института и других учреждений, занятых в засекреченных исследовательских проектах правительства в области атомной энергии и ракетостроения.

Во время своих визитов в Калифорнию у Парсонса в доме часто останавливались самые именитые ученые-атомщики, принимавшие участие в наиболее секретных правительственных проектах, таких как сверхсекретный 'Проект Манхэттен' (Лос-Аламос, Нью-Мексико), в рамках которого велись разработки атомной бомбы.

Правительство США узнало, что дом Парсонса, был еще и штаб-квартирой группы приверженцев черной магии. В сводке разведданных от 17 марта 1943 г., полученной на основании закона о свободе информации, указано, что именно это место являлось центром сосредоточения членов Ордена Восточных Тамплиеров, и что до Парсонса Орденом в США  руководил Карл Гермер из Нью-Йорка, который в годы Первой мировой войны служил офицером в немецкой армии, и подозревался спецслужбами в том, что был нацистским шпионом.

Как раз в то время, когда Парсонс решил повторить вслед за Кроули ритуал 'Алой Женщины', которая смогла бы родить ему 'лунное дитя', в доме 'черного мага' появляется Рон Храббрад. Когда Кроули узнал об этом он написал своему 'коллеге' Гермеру следующее: 'Кажется, Парсонс, или Хаббард, или кто-то еще пытается произвести на свет Лунного Ребенка. Я прихожу в ярость, когда осознаю весь идиотизм этих неотесанных болванов'.

Так что же Хаббард делал в столь странной компании? Хотя в официальном послужном списке Хаббарда указано, что с апреля по декабрь 1945 г. он находился в военно-морском госпитале Оук-Нол, из других правительственных документов видно, что с октября 1945 г. Хаббард находился в служебной командировке в районе Лос-Анджелеса. Цель командировки была не указана.

 

В 1969 г. Хаббард рассказал, что целью этой командировки было расследование деятельности Ордена Восточных Тамплиеров и разрушение местной группы. Он сообщил, что военное руководство было против визитов физиков-ядерщиков в дом на Ориндж Гроув Авеню 1003, 'когда они приезжают в Лос-Анджелес, потому что этот дом, в котором члены Ордена занимались черной магией, был нашпигован подслушивающими устройствами, а они все там были под кайфом от наркотиков, так что это место было абсолютно небезопасным'.

 

А вот чего не знал Парсонс о своем 'новом друге', так это того, что в самом начале Второй мировой войны Л. Рон Хаббард служил в управлении военно-морской разведки. Сегодня, по утверждению Церкви сайентологии, этот факт исчерпывающе подтвержден соответствующими документами. Или, как сказал сам Хаббард, 'поступив на службу в управление военно-морской разведки, остаешься там до тех пор, пока не уйдешь в отставку'.

 

Хаббард выполнил задание разведки. Он надоумил Парсонса сделать такие финансовые инвестиции, что все деньги, которые использовал Парсонс для поддержания своей деятельности, оказались замороженными. Таким образом, Хаббард помешал дальнейшим оккультным изысканиям Парсонса. В конце концов, Парсонс вернул большую часть своих денег, но к концу 1946 г. он продал дом на Ориндж Гроув и был совершенно обескуражен случившимся. Ложа Агапы была разрушена. А дом потом снесли и построили на его месте новое здание. В 1948 г. Парсонс был официально лишен правительственного допуска к закрытой информации, а ученые, входившие в его группу, были среди 64 других ученых, лишенных после войны допуска к секретной работе.

 

Парсонс находился под обоянием Хаббарда настолько, что положил все свои сбережения в размере 17 тысяч доллоров на общий счет с Хаббардом, причем Хаббард со своей стороны внес сумму не превышающую тысячи долларов. Кроули комментировал это следующим письмом Гермеру: 'Мне кажется, судя по сведениям, которые приходят от нашего братства в Калифорнии, что с Парсонсом что-то произошло, в результате чего он полностью утратил личную независимость: По-моему, здесь имеет место банальное злоупотребление его доверием'.

Догадки Кроули очень скоро подтвердились. Хаббард вместе с 'избранницей' Парсонса на роль 'Алой Женщины' и половиной денег с общего счета, на которые он купил яхту, исчез.

Но даже после всего случившегося Парсонс продолжал восхищаться Хаббардом: 'Это самая Телемическая личность из всех, что мне доводилось встречать, живущая в полном соответствии с нашими принципами. Кроме того, он искренне заинтересован в наступлении Новой Эпохи'.

'Чары' рассеялись лишь тогда, когда Парсонс узнал (значительно позднее), что ОТО оказался под пристальным наблюдением ФБР, и к этому причастен Рон Хаббард.

 

Из этой истории со всей очевидностью становится понятным только одно - Хаббард ни в коем случае не был почитателем и учеником Алистера Кроули. Разве стал бы ученик так поступать со своим учителем?

 

Хаббард всю жизнь был неутомимым исследователем и экспериментатором, для которого не было 'запретных тем'. Не всегда исследователю удается объяснить и обосновать для общественности суть проводимых им экспериментов и мотивацию поступков.

 

Рон Хаббард действительно изучал работы Алистера Кроули. Но это вовсе не означает того, что сам Хаббард был его последователем. Как мы увидели из краткого обзора учения Кроули, идеи, высказываемые последним, были известны и до него (пусть и не в столь эпатирующей форме). Можно сказать, что это идеи ницшеанского или даже ренессансно-просвещенческого круга.

 

Хаббард как и Кроули учил, что все, в конечном счете, сводится к намерению индивида. Он называл подобные намерения 'постулатами'. И, так же как Кроули, Хаббард свято верил в необходимость стать причиной над материальной вселенной, подняться (точнее, 'вернуться') из состояния 'человека-животного' в состояние 'человека-бога'.

Но в общем, идея о первостепенной значимости намерения-постулата и необходимости вывести человека из 'скотско-рабского состояния' не раз излагалась и другими мыслителями.

 

Противники Хаббарда любят 'пририсовывать рожки и копыта' к его образу. Якобы Хаббард был ярым противником христианства и христианских ценностей.

С другой стороны среди некоторых фанатично настроенных поклонников Хаббарда бытует прямо противоположное мнение - что Хаббард никогда не ошибался и был чуть ли не воплощением 'бога на земле'.

Все это нелепые крайности. Не имея возможности проверить реальные факты биографии Хаббарда, мы лишь продолжим пребывание в некотором сомнении относительно его 'демоничности' или 'божественности'.

Кто-то вообще делает высказывания, что Хаббард 'изобретал' новую религию исключительно ради личной наживы, и для этого обманывал своих последователей, рассказывая им сказки про могущество и невероятные способности, которые они могут обнаружить в себе, если будут использовать разработанные им техники.

 

В любом случае у нас есть выбор - принять одну из этих крайностей за правду просто так - на веру, либо: допустить, что Хаббард был человеком, который исследовал возможности человеческого разума и стремился к свободе для человеческой души от оков заблуждений и инграмм. Но (как и все мы) Хаббард был человеком, который шел по пути проб и ошибок, имел свои слабости и недостатки, может быть был слегка тщеславным (хоть и не без самоиронии). Но тем не менее, как это признают многие, кто знал его лично, обладал невероятной харизмой и способностями лидера.  Он оставил технологию, которую сегодня осваивают и применяют на практике тысячи и тысячи сайентологов. Так что, пожалуй, главный, или даже единственный критерий оценки этой технологии - конкретные результаты, которые получают люди, применяя методы, которые разрабатывал основатель дианетики и сайентологии.  

 

Идея титанического восхождения к вершинам духа, великого исхода из рабского положения была известна разным эпохам. Другое дело, что сам МЕТОД этого освобождения предлагался различный. Само понятие 'метод' переводится с греческого как 'путь к'. Метод - это способ получить запланированный результат. Практически все религии говорят о счастье и устремлены к счастью. Нет ни одной религии, которая утверждала бы своей целью 'несчастье'. Даже патологические 'антицеркви' сатанинского толка утверждают, что христианство - это ложь, и только дьявол - источник счастья. Однако суть та же, пусть и в перевернутом, извращенном виде.

Таким образом, и основатели религий, и различные мыслители признавали неудовлетворительным то положение, в котором находится 'обычный' человек. Четыре благородных истины, сформулированные Буддой Шакьямуни по сути своей - четыре благородных истины религии вообще. Одна истина - это признание неудовлетворительности того положения, в котором пребывает все сущее. Вторая истина говорит о том, что у этого неудовлетворительного положения есть причина. Третья истина утверждает - что применив должный МЕТОД можно искоренить причину неудовлетворительного положения. И наконец, четвертая истина - это истина о самом МЕТОДЕ, о самом ПУТИ, ведущем к счастью.

При всем том, путь к этому счастью и сама идея того, в чем это счастье заключено, разнятся от религии к религии. Так или иначе, человек склоняется к тому или иному пути, к той или иной интерпретации счастья. И в этом несомненное право человека и его суверенный выбор.

Каждый религиозный лидер предлагает свое решение ВЕЧНОГО ВОПРОСА бытия.

Другая метафора религии - лекарство. Религию можно воспринимать как лечение недуга души. Опять-таки разные религии по-разному описывают 'диагноз' заболевания. В чем состоит ЗАБОЛЕВАНИЕ души, что такое душа, и в чем причина этого недуга души? Что мы можем назвать ЗДОРОВЬЕМ души и каков МЕТОД лечения, какое предлагается лекарство? Будда Шакьямуни говорил, что обычный человек подобен несчастному, раненному отравленной стрелой, но находящемуся в болевом шоке и поэтому не осознающему всей степени опасности. Такой человек может думать совсем о других вещах. Например, его может беспокоить плохая погода или заботы о домашних делах. Может быть, он планирует далекую поездку или собирается устроить пирушку с друзьями. Единственное, чего этот человек не понимает - что он смертельно ранен и если ПРЯМО СЕЙЧАС ему не оказать необходимую помощь и не применить должного лечения, то этот человек умрет. Это только образное сравнение. Будда говорит, что в таком положении находится каждый человек, и каждому человеку нужна помощь. Но далеко не каждый может осознать той степени опасности, которая ему угрожает.

Спасение, исцеление души - цель любой настоящей религии. Но суть спасения, как и способ его реализации - дело весьма тонкое и неоднозначное. Дело в том, что в отличие от науки, которая опирается на данные органов чувств и логику, фундаментальная опора религии - это 'опыт сердца'. Этот опыт называют по-разному - вера, интуиция, 'шестое чувство', божественное озарение. Тем не менее, данные, получаемые через интуицию и некое чувство, 'запредельное' обычным ощущениям и обычному здравому смыслу, опять-таки разнятся в разных религиях. С чем это связано?

Один вариант ответа - в неточности этих данных и даже  их возможной вторичности (например, по отношению к скрытому эмоционально-психологическому фону, определяющему, влияющему на выбор объекта веры). Второй вариант ответа - в обусловленности человека социально-культурным и временным контекстом. Сами религиозные деятели, как правило, отрицают как первый вариант ответа, так и второй. По их глубокому убеждению, истина открывается им в самом чистом, и чуть ли не единственно возможном виде. Это 'дает им' моральное право оспаривать откровения других пророков и другие интерпретации таких откровений (если идет речь о религиях откровения), либо выражать сомнение в эффективности способов достижения истины иными методами отличными от их собственных.

Что из всего этого правда и где истина - вопрос философский (то есть как правило, только философы им и задаются в так называемом 'философском сомнении'). Обычные люди просто 'доверятся своему сердцу' и делают 'единственно правильный' для них ответ на основе их религиозной веры, ответ, который и определяет все их дальнейшее существование, всю их жизнь. Если при этом люди ощущают, что после 'обретения веры' другие их насущные проблемы (обычно психологического характера) также разрешаются, то это еще больше укрепляет их в вере и дает им убежденность в правильности выбранного пути. Раз это помогает, значит это полезно и правильно, резонно заключают эти люди.

Как бы то ни было, Хаббард предложил свой способ решения вековой проблемы человеческого сознания и души. Был ли этот путь верным или ошибочным, это может показать только время и плоды, которые будет приносить его детище - церковь сайентологии. Если это будут 'добрые плоды', то и метод Хаббарда можно будет считать позитивным, плодотворным и эффективным. И тогда будет уже не принципиальным, с кем приходилось общаться исследователю в процессе проделанной им работы и насколько выводы и методы к которым он пришел, совпадают или нет с выводами и методами других религиозных деятелей. Ибо такова особенность религиозного пути.

 Примечание

1. Гроф С. 'За пределами мозга'. Пер. с англ. 2-е изд.- М.: Изд-во Трансперсонального Института, 1993, с. 218-219.

2. Физический мир, или MEST (от англ. Matter, Energy, Space, Time, что по-русски будет звучать как МЭПВ - от материи, энергии, пространства и времени). По Хаббарду, МЭПВ-вселенная - это игра, состоящая из барьеров. А барьеры - это пространство, энергии, объекты, препятствия или время.

Главная страница | Статьи | Книги | Клуб Мистических Путешествий | Путешествия | Новости | Карта сайта | Контакты

Разработка © 2003-2012 ООО "КурандероS". Все права защищены


Rambler's Top100