http://absolutology.org.ru

 

ОБРАТНО

 

 

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

 РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ - дисциплина, возникшая в начале XIX столетия (т.н. 'Вторая Тюбингенская школа') и существующая (существовавшая) под различными 'родовыми' именами: 'история религий', 'сравнительное религиоведение', 'сравнительная мифология' и т.д.
Появившись в эпоху становления антропологической парадигмы в философии и культуре, религиоведение при своем исследовании своего предмета следует (а часто и предвосхищает) те измерения антропного, которые оказываются в фокусе внимания новейшей европейской культуры.
Предметом религиоведения является религия в узком смысле этого слова (см.), при этом с теоретической точки зрения данная дисциплина отвечает на вопрос 'как возможен' религиозный опыт, каково его место в поле человеческого существования, что делает ее одним из элементов общей антропологической программы XIX столетия. Полем для исследования выступает история религий и религиозных движений, как текстов и культов, так и институтов.
Необходимо отметить, что европейское человечество в начале-середине XIX столетия как раз получило ошеломляюще огромную информацию по чуждым ему формам религиозной жизни, получило, по крайней мере, из двух источников: опыта общения с восточными цивилизациями (Индия, Китай, мусульманский Восток), а также в результате серии археологических открытий и начала дешифровки древних письменностей. До настоящего момента структура восприятия истории религий, а также структура их исследования и преподавания базируется на опыте XIX в.
Прежде всего, религиоведение выступило как сравнительное религиоведение, основной задачей которого стало вырабатывание некого универсального языка описания религиозных феноменов. В связи с этим к созданию подобного языка привлекалась гегелевская философия, позже - Фейербах и Маркс. Однако наиболее распространенными стали 'программы', в которых ученые пытались обнаружить и источник самого мифорелигиозного сознания, и информационное поле для его познания. Так, сравнительно-историческая лингвистическая школа (В. Манхардт, М. Мюллер) считала таким источником/полем язык, более поздняя ритуалистическая школа (Дж. Фрезер, Г.Марри) - обрядово-культовую сферу и т.д.
На основании этих школ, а также развития психологии и психиатрии, социальных наук, герменевтики, в ХХ веке сформировались иные направления в религиоведении, связанные с психоаналитическим, герменевтическим или структурным анализом данного предмета.
Для религиоведения конца ХХ столетия в целом характерны две тенденции, связанные с научным интересом ученых, являющихся их адептами. Первая в чем-то близка морфологическим концепциям, она исходит из уникальности каждой отдельной религии и о принципиальном различии 'жизненных миров', которые последние формируют (согласно этой точке зрения все структурные сходства являются формальными, но не содержательными). Противоположная ей тенденция ищет единый для всех культур пра-текст, пра-ритуал, пра-опыт (психологический), пра-фон (социальный), который позволил бы систематизировать религии, но, в то же время показал бы единое для всех их ядро. В самом крайнем выражении эта тенденция смыкается с представлениями о едином для всех религиозном опыте и о единой религии, как бы 'спрятанной' под покровом преходящих исторических форм.

Р.В. Светлов