РИТУАЛ (от лат. ritus-'религиозный обряд', 'принятый порядок'). Имеет этимологическое родство с ratio-'счет', 'разум'. В ведическом санскрите ему родственно понятие 'rita' - 'закон', 'порядок', 'ритуал' - сумма действий, воспроизводящих некоторые существенные характеристики бытия. Ритуал есть повторение последних не на уровне религиозно-метафизического созерцания, или научной теории, а на уровне поведения (прежде всего религиозного; светский ритуал, как бы он ни отличался от культового, вторичен и восходит к тем же корням). Ритуал- это не просто 'отражение' высших структур мироздания, но и закрепление их, иногда даже-инициирование. Поскольку содержание ритуала развернуто в последовательность действий, он сопровождается мифом, 'священным сказанием', объясняющим 'сюжет' культового акта. Тот, кто совершает ритуал, принимает на себя функции тех сакральных фигур, что стали его источником, Так, в античных Дельфах ежегодно разыгрывался обряд убиения Аполлоном Пифона, а в Египте столь же регулярно во время религиозных праздников изображались основные сюжеты мифа об Осирисе и Исиде. Участники этих празднеств становились фигурами онтологически и религиозно значимыми - отсюда и мистериальный дух, присутствующий во всех священнодействиях. Ритуал характеризует прежде всего культовую жизнь, однако древняя философия не раз воспроизводила в своих понятиях отдельные стороны религиозного обряда. Можно вспомнить 'окрыленную' упряжку-душу из платоновского 'Федра', которая на самом деле есть парафраз на 'крылатых эротов', управляющих колесницами во время Элевсинских таинств. Можно указать и на ритуальные по происхождению 'невысказывание' скептиков, 'молчание' неоплатоников. Впрочем, и новоевропейская концепция 'метода' возникала из идеи 'ритуала-матезиса' возрожденческих алхимиков. В XX столетии вопрос об исторической роли ритуала наиболее остро был поставлен так называемой 'кембриджской школой ритуалистов' (20-30-е гг. XX столетия: Хук, Раглан, Джеме и т. д.). Представители этого направления именно ритуал считали источником мифа, эпоса и даже рацио. Своеобразной реакцией на творчество 'кембриджской школы' стало внимание к ритуалу в философской культурологии, например, у таких несхожих фигур, как Гадамер и Элиаде.