|
АБСОЛЮТОЛОГИЯРЕЛИГИОВЕДЕНИЕ, ФИЛОСОФИЯ, ПСИХОЛОГИЯ, ТЕОЛОГИЯ, МИСТИКА, КЛУБ МИСТИЧЕСКИХ ПУТЕШЕСТВИЙ |
|
Главная страница | Статьи | Книги | Клуб Мистических Путешествий | Путешествия | Новости | Контакты |
ПЛАТОН
(428\27 - 347 гг. до н.э.)
ПЛАТОН (428\27 -
347 гг. до н.э.) - античный философ, основатель философской школы,
получившей имя Академия, а также платонизма как философского,
философско-религиозного и культурного течения. Учителями Платона
считают Сократа и гераклитовца Кратила. После смерти Сократа Платон
отправляется в путешествие; по полулегендарным сообщениям он побывал в
Кирене и Египте, а затем прибыл в Италию. Здесь он читал пифагорейские
трактаты и беседовал с пифагорейцами, в частности - со знаменитым Архитом. По возвращении в
Афины, где спустя десятилетие после смерти Сократа отношение к ученикам
последнего с подозрительного стало меняться на диаметрально противоположное,
Платон в роще, посвященной герою Академу, основал школу, позже названную
Академией (388\87 гг. до н.э.). В 367 и 361 гг. совершил поездки в Сицилию,
как философский советник тирана Дионисия Младшего и знаменитого сиракузского
политического деятеля Диона. Перу Платона
принадлежит ряд диалогов, из которых - 23 подлинных, 19 сомнительных или
определенно не подлинных, 13 писем, а также речь 'Апология Сократа'. Есть
свидетельства (Аристотель, Элиан) о лекции, прочитанной Платоном афинским
гражданам. Лекция была посвящена Благу и основывалась на математических
аналогиях. Главным персонажем большей части диалогов является Сократ,
который описывается Платоном как идеальный нравственный и философский
учитель, к тому же - как человек, показавший новый, подлинный образ жизни,
которому должен следовать любой 'любитель истины'. Тексты Платона
вполне определенно делятся на сократические и зрелые (т.н. 'поздние диалоги'
мы предпочитаем не выделять в особую подгруппу). В первых ставятся
сократовские проблемы этоса, практической значимости добродетельной жизни,
выявляются границы истинного мнения и продолжается разработка сократовского
метода приведения при определении общих понятий. Переходными являются
диалоги 'Менон' и 'Кратил', где формулируется концепция знания как
при(вос)поминания, а также выясняются границы языковой стихии как
носительницы истины вещей. Нельзя сказать,
что в зрелых диалогах мы обнаруживаем систематическое учение Платона. Вообще
систематизирующее мышление не свойственно античной мысли. Скорее в этих
диалогах мы видим раскрытие (и далеко не всегда решения) определенного ряда
проблем, сводимых к достаточно четко выявляемому проблематическому узлу.
Этот проблематический узел и является стержнем платонизма как метафизики. Здесь мы имеем в
виду проблему эйдетического (или 'чистого') бытия, то есть того устойчивого,
что выступает основанием как для всего становящегося, чувственно данного,
так и для нашего мышления, которое не различает и выделяет понятия, в их
отличии от чувственно данной реальности. Прежде всего данная проблема
возникает для Платона тогда, когда он выясняет природу истинного суждения и
правильных форм познания. Как известно, в это время элеатская (Парменидова)
парадигма правильной формы мышления ('путь истины') оказывается
раскритикована, и возникает необходимость создания новой логической
парадигмы. Вслед за Сократом
(и мегарской школой)Платон показывает, что в познании чувственно данная
реальность выступает как нечто закономерное и устойчивое, причем
отличающееся от непосредственной текучей и становящейся реальности единичных
вещей. Данное как умозримый образ, предмет интеллектуального созерцания, это
нечто является эйдосом ('видом', подлинной вещью). Данное как нечто родовое,
единое в группе вещей (родовое определение), это идея, обобщение. Познание
закономерного выводит познающего за рамки чувственного восприятия, приводит
к выводу о неистинности последнего и формирует собственную предметную
реальность, которая кажется парадигмой для чувственной (а чувственная - ее
отражением). Учение Платона о ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЯХ ('Государство')
имеет выводом оппозицию ЗНАНИЯ и МНЕНИЯ, каждое из которых направлено на
особую реальность. Впрочем, Платон
не формулирует учения о двух различных, внеположных друг другу мирах (идеальном
и материальном). Некоторые образы, используемые им в таких диалогах, как 'Федон',
'Федр', 'Тимей', т.н. 'наивная теория идей' из 'Парменида' не должны вводить
нас в заблуждение. Данные образы показывают истинное мнение, но не знание.
Для мнения же, внутренняя структура которого основывается на топологических
атрибутах верха-низа, внутреннего-внешнего, отнесение лучшего к высшему
является закономерным жестом, но не указанием на особую, в особом месте
пребывающую сверхнебесную реальность. К тому же у Платона содержится убедительная критика подобного, 'топологического'
мышления, критика, предвосхитившая подобную же критику Аристотеля (см. 'Парменид',
'Софист'). Да и в диаде знание-мнение, первое в форме РАССУДКА выступает
основанием второго. Обе этих способности не внеположны друг другу; знание
есть истина мнения и, будучи фундаментом способности суждения вообще, оно
присутствует в мнении как рассудок ('Государство', 'Тимей'). Таким образом,
эйдетическое или чистое бытие, являясь бытием как таковым, выступает в
суждении как определение (данную формулировку мы встречаем у Аристотеля),
дано же оно либо через умопостижение, либо в мнении, то есть или ноэтическим,
или чувственным образом. В суждении эйдосы-идеи являются предикатами. Проблематика
эйдетического подводит к теме основания-к-бытию, то есть ЕДИНОГО, или БЛАГА.
Первое рассматривается в 'Пармениде' как некий абсолютный денотат предикаций,
не сводимый к субъекту в субъектно-предикативной структуре суждения. Второе
- в диалогах 'Филеб' и 'Государство' является нерефлектируемым условием как
мышления, так и бытия; тем, что позволяет наличествовать и первому, и
второму. Учение о Едином-Благе как трансцендентном начале будет развиваться
в позднейшем платонизме. В учении о ДУШЕ Платон исходит из представлений о последней как о смешении
принципов тождественного и иного, чьим существенным определением является
вечное движение, имеющее источник в себе. В НАТУРФИЛОСОФИИ Платон рассуждает о телесном бытии как о результате
оформления демиургом (умом-создателем мира) 'матери-кормилицы, восприемницы
сущего', то есть некой без-видной материи, получающей благодаря
рассудочно-геометрической деятельности бога телесный облик и качественную
выраженность. В ЭТИКЕ
основатель Академии акцентирует внимание на недостаточности понимания блага
как прагматической цели, а также сведения его к совокупности удовольствий (как
это делали киренаики). Чистота умозрения, лишенного практического приложения
знаний - также односторонность. Поэтому совокупность добродетелей по Платону
дает нам богоподобного мудреца, олицетворяющего собой справедливость - то
есть мудрого правителя государства. Основанием к нравственному образу жизни
является и искомое состояние мудрости, то есть своего рода превращение во
всеобщее существо, и концепция бессмертия души, получающей в загробном
существовании воздаяние за совершенные ею поступки. К этому следует добавить
идею реинкарнации, то есть обретение новой судьбы\тела согласно полученному
в прошлых жизнях опыту. В учении о ГОСУДАРСТВЕ Платон считает политический организм как бы Большим
человеком, реализующим благодаря наличию трех сословий три добродетели (которым
соответствуют особые склады души) - послушание, мужество, мудрость. Все
вместе это дает эйдос справедливости, каковым и выступает идеальное
государство. Не следует думать, что Платон предполагал реализацию своего
проекта, ибо как в диалоге 'Государство', так и в диалоге 'Законы' речь идет
об идее справедливости и политического закона как реализации закона
всекосмического. Реальными формами государственного устройства являются, по
Платону, политии, выстраиваемые в иерархию согласно удаленности от идеальной
парадигмы: от монархии до демократии и тирании. Роман
Светлов
Жизнь Платона
из книги Асмуса В.Ф. "Античная философия"
Платон родился в 427 г. до н. э. в знатной семье на острове
Эгина, неподалеку от Афин. Со стороны отца, Аристона, род Платона восходит к
последнему царю Аттики- - Кодру; со стороны матери, Периктионы, - к семье
родственников знаменитого законодателя Солона. Дом этот был воспет Анакреоном и
другими греческими поэтами. Родственником матери был также известный афинский
политический деятель, впоследствии 'тиран' Критий.
По-видимому, именно Критий ввел Платона в Круг учеников Сократа. Литературная
философская деятельность Платона началась не очень рано. Есть предание, будто ей
предшествовали опыты Платона в области художественной литературы, музыки и
живописи. Впоследствии Платон, как заметил Теодор Гомперц, не то, чтобы отрекся
от них, но скорее поставил свои художественные наклонности на службу философии [см.
58. 2 AuiL, S. 205]. Еще до вступления в круг учеников Сократа Платон учился
философии у Кратила. Это был последователь Гераклита, не остановившийся перед
самыми крайними и парадоксальными выводами из его учения о вечном движении и
вечной изменчивости всего существующего. У Кратила тезис Гераклита
абсолютизируется; не только нельзя дважды войти в реку, но даже и один раз. Уже
в тот момент, когда мы входим в нее, она не та же самая. Нельзя назвать никакую
вещь по имени: имя - одно и то же, но вещь непрерывно изменяется, так что имя к
ней неприложимо ни в какой момент ее существования. Выход один - не называть
вещи, а только указывать на них пальцем. Впоследствии Платон выскажется в
ироническом смысле об этом учении.
С годом, смерти Сократа (399) заканчивается первое пребывание философа в Афинах.
Платон покидает родину на целых двенадцать лет. За это время странствий Платон
посетил Египет, Южную Италию и Сицилию. Пребыванию в этих странах предшествовала
задержка в близкой к Афинам Мегаре, где главой центра молодых ученых и философов
был Евклид.*
Впечатления, вынесенные из пребывания в Египте, оказались важным этапом в
формировании научных, политических и политико-экономических воззрений
--------------------------------------------------------------------------------
* Не математик, автор знаменитых 'Начал', а его соименник.
Платона. Хотя Египет испытал в 525 г. до н. э. нашествие персов, социальный и
политический строй не был поколеблен в своем существе. Особо сильным было
впечатление от кастового устройства египетского общества, от бытовавших в Египте
фиксированных форм разделения труда, от практиковавшихся там форм обучения
арифметике. Особенно длительным было пребывание Платона в Гелиополе - центре
египетской религии и .жреческой организации. В том же Гелиополе немного времени
спустя производил в течение года и четырех месяцев астрономические исследования
греческий математик и астроном Евдокс.
Из Египта, отплывши от нильской дельты, Платон прибыл на побережье близкой к
Египту Кирены. Здесь он встречался с видным греческим астрономом и сведущим в
музыке математиком Федром, которого Платон впоследствии вывел как действующее
лицо в трех своих диалогах.
За пребыванием в, Кирене последовал переезд в Южную Италию. Одной из задач
путешествия было ознакомление с учением пифагорейцев и в особенности с
результатами их математических исследований. Здесь центром деятельности
пифагорейцев был Тарент, в котором в это время социально-политический строй
после недавнего обострения классовой борьбы относительно стабилизировался в
форме умеренной демократии.
Крупнейшей умственной силой Тарента был в то время пифагореец Архит, видный
государственный деятель, стратег и ученый - математик, физик, механик. Он первый
стал разрабатывать механику как отрасль математической физики и был
изобретателем первых автоматов. Как геометра его высоко почитал, наряду с
Леодамом из Фасоса и Теэтетом из Афин, знаменитый математик Евдем.
Особенно много трудился Архит над учением о пропорциях и над задачей удвоения
куба.
На Платона личность Архита произвела глубокое впечатление. Ему импонировало в
Архите сочетание политической и научной деятельности в одном лице не меньше, чем
содержание его научных результатов.
За периодом пребывания в Южной Италии последовал переезд Платона в Сицилию. В
начале 4 в. до н.э. в греческих городах Сицилийского побережья боролись между
собой политические силы так называемой'тирании', которая была переходной формой
от старой аристократии к господству рабовладельческого демоса, и силы демократии,
которая, как мы знаем, уже в 5 в. до н. э. восторжествовала в Агригенте - при
Эмпедокле. Крупнейшим в то время городом не .только в греческой Италии, но и во
всем греческом. мире были Сиракузы. В этом блестящем культурном центре власть в
то время принадлежала энергичному и властолюбивому 'тирану' Дионисию. Он не был
ни выдающимся полководцем, ни властителем, напоминающим восточных деспотов.
Благодаря энергии и целеустремленности он в течение 38 лет удерживал в своих
руках город-государство, в котором не утихало пламя классовой борьбы и борьбы
партий. При дворе Дионисия развилось искусство 'мимов', у которых Платон, быть
может, учился мастерству индивидуальной характеристики персонажей своих диалогов.
Здесь же он наблюдал искусство, с каким мимический поэт Софрон вводил в
некоторые свои мимы персонажи древних мифов, а также знакомился со сценами
сатирического поэта Эпихарма, осмеивавшего парадоксы гераклитовского учения о
непрерывном потоке становления.
Во время пребывания в Сиракузах Платон сблизился с родственником тирана Дионом,
в котором Дионисий надеялся найти достойного преемника. С неудовольствием и
опаской наблюдал Дионисий за усиливающимся влиянием Платона на Диона. Платон
вынужден. был покинуть Сиракузы, но на пути в Афины был высажен в Эгине, которая
тогда находилась в острой вражде с Афинами. Платону грозило обращение в рабство,
но к счастью для него в это время в Эгину прибыл из Кирены Анникерид, с которым
Платон познакомился во время своего пребывания в его стране. Анникерид помог
через друзей Платона в Афинах организовать выкуп философа и добился его
освобождения.
В 387 г, до н. э., в сорокалетнем возрасте, Платон вернулся в Афины. По прибытии
он основал в роще героя Академа свою школу, получившую впоследствии название
Академии. Вскоре вокруг Платона собрались многочисленные юные ученики. Часть из
них пришла в Академию для изучения наук, другая, большая часть - для получения
общего образования, прежде всего для подготовки к политической деятельности. В
своем подавляющем большинстве это были молодыелюди состоятельных фамилий.
Впоследствии укола Платона стала крупным очагом развития греческой математики, в
которой сам основатель школы видел необходимое введение в изучение наук и
философии. В годы старости Платона, когда произошло его сближение с
пифагорейцами и с развивавшимся ими математическим естествознанием, взгляд
Платона на математику еще более укрепился.
Платон не остался навсегда в Афинах. Он совершил еще две поездки в Сицилию при
преемнике Дионисия I - Дионисии II, получившем власть в 367 г. до н. э.
Инициатором приглашения был советник и родственник Дионисия Дион - тот самый, с
которым Платон подружился за двадцать лет до того, во время своего первого
пребывания в Сицилии. Платон воспользовался приглашением с целью осуществить с
помощью Дионисия свой проект идеального государственного строя. Он потребовал,
чтобы его царственный воспитанник прошел запланированный курс обучения,
начинавшийся с изучения математики. Враждебные Платону придворные Дионисия
внушили ему мысль, будто целью Платона было отдаление Дионисия от
государственных дел и способствование возвышению Диона. Поводом для обвинения
Диона оказались перехваченные его письма к карфагенским полководцам, в которых
Дион склонял карфагенян к заключению мира. Отправленный в ссылку Дион, впрочем
хотел, примирения с тираном. При содействии правившего в Таренте Архита он
склонил Платона подготовить в Сиракузах почву к возвращению Диона. Но план этот
не имел успеха, и Платон решил вернуться в Афины. При отъезде он был задержан и
подвергся, впрочем, почетному пленению. Только в результате настойчивых
представлений Архита ему удалось покинуть Сиракузы и уехать в Спарту, где он
встретился (360) с Дионом.
Разрыв Диона с Дионисием закончился тем, что Дион поднял восстание против
Дионисия. В 357 г. до н. э. он отплыл от берегов Занта и направился в Сицилию.
Среди его сторонников и соучастников были некоторые участники Академии Платона:
Евдем, Тимонид, Каллип. В начавшейся борьбе Дион одержал победу, но в 354 г. до
н. э. был убит бывшим платоновцем Каллипом, который на короткое время захватил
власть в Сиракузах.
Едва ли можно сомневаться в том,, что в политических пианах Диона в какой-то
мере отразились взгляды Платона на государство. Дион стремился установить власть,
которая была бы способна стать выше противоположности, существовавшей между
жесткими формами тирании Дионисия Старшего и притязаниями демократии на власть.
Устройство государства, о котором помышлял Дион. было какой-то смесью из
элементов монархического, аристократического и демократического строя.
Остаток жизни Платон провел в Афинах. Попытка вмешаться в ход политических
событий принесла ему горькое разочарование. В Последнем крупном произведении
Платона - 'Законах' - Платон отказывается от ряда ритористических черт своей
прежней системы воспитания и политической системы. Умер он в 347 г.
Главная страница | Статьи | Книги | Клуб Мистических Путешествий | Путешествия | Новости | Карта сайта | Контакты |
Разработка © 2003-2012 ООО "КурандероS". Все права защищены