Главная Новости Биография Статьи Переводы Публикации Словарь Платоновское общество Искусство войны Почтовый ящик Форум Ссылки |
ФИЛОСОФСКАЯ РЕЛИГИЯ - одно из наиболее интересных духовных явле-ний античности.Первыми представителями ее можно назвать стоиков Панэтия и Поси-дония (Панэтий ввел данный термин, противоставляя философскую религию суеверию народных масс и гражданскому долгу религии государственной), но сближение вплоть до совпадения философствования с религиозным опытом прямым текстом происходит толь-ко в устах стоика Бальба, участника Цицеронова диалога "О природе богов". Здесь рели-гия оказывается благочестивым размышлением, постоянным возвращением к вопросу о божественной природе в отличие от поверхностного и общераспространенного суеверия . В дальнейшем эта тема будет развиваться все более подробно. Ритор и философ II века Максим Тирский в речи "О том, следует ли молиться", сформулировал этот принцип наи-более четко: "Да ведь и Пифагор молился, и Платон, и любой философ, избранный бога-ми. Но ты ведь полагаешь, что философ просит в молитве о недостающих благах, я же уверен, что он общается с богами об имеющемся у него, являя свою добродетель". Фило-софствование на рубеже "века Плотина" начинает пониматься, как культ; оно угодно бо-гам, поскольку природа первичного умопостигаема: здесь форма почитания соответствует объекту веры. Несмотря на то, что некоторые из неоплатоников - например, Ямвлих в трактате "О египетских мистериях", - возражали против чрезмерных претензий разума на самостоятельное восхождение к Богу, против чрезмерной рационализации теургии и истолкований древних мифов, в целом неоплатонизм будет именно "философской рели-гией". И Плотин, и Прокл, и Дамаский станут уверять, что именно философствование по-казывает нам лик истинной религиозности.