Главная   Новости    Биография   Статьи  Переводы   Публикации   Словарь  Платоновское общество Искусство войны Почтовый ящик   Форум   Ссылки

УМОПОСТИЖЕНИЕ - определяется в платонизме прежде всего через отри-цание чувственного постижения как носителя истины. Постижение умом - это пости-жение бестелесным образом бестелесного же. Для него необходимо освобождение от вожделений тела; поэтому знание, по платоникам, доступно лишь при нравственном образе жизни, благодаря которому мы не станем принимать телесное за подлинную цель бытия.
У Платона умопостижение тематизируется через понятия рассудка и диалектики (беспредпосылочного мышления - см. 'Государство'). Благодаря последним становит-ся видно, что инструментарий любого рода познания берется не из чувственной данно-сти. Это - эйдетическое бытие; по отношению к чувственному оно является своеоб-разной системой 'мер и весов', используемой мнением. По отношению же к сверхчув-ственному оно - предмет мышления.
Неоплатоники понимали умопостижение как третий момент эманационной триады пребывание-выхождение-возвращение. В этом аспекте итогом умопостижения является знание, фиксирующее различие между постигающим разумом и постигаемым. Далее, результатом умопостижения является многообразное знание эйдетического, где различие превалирует над тождеством. Ум стремится к единству знания, однако знание Единого дано ему как знание многого (эйдетического бытия). Поэтому знание и умопо-стижение как его энергия вторичны по отношению к бытийному и жизненному опыту.