НЕОПЛАТОНИЗМ
- условное понятие, принятое в новоевропейской истории философии для обозначения
целого ряд античных школ (помимо этого говорят так же о христианском
неоплатонизме, возрожденческом неоплатонизме и т. д.). Назвать это течение
единым движением с собственной догматикой невозможно, как невозможно проследить
и абсолютно жесткую генетическую связь между различными кружками, составлявшими
его историю. Каждый из неоплатоников вносил собственный вклад в разработку тех
или иных проблем. Объединяющей в данном случае выступала не некое общее
<метафизическое нутро>, а единое проблемное поле.
Последнее задал Плотин. Вот как бы мы обозначили его границы:
а) Тема начала. Плотин был первым, кто поставил своеобразный <метафизический
эксперимент>. Он задался вопросом: как можно помыслить абсолютно трансцендентное
условие бытия и знания полноправным и деятельным началом всего?
б) Постановка вопроса об уме как сущем. По сути это - вопрос о предметном
содержании ума, источнике последнего и о границах знания. Спровоцировал
дискуссию об уме Нумений, считавший, что начало является деятельным интеллектом,
и подчеркнуто именовавший последний <сущим>. Критикуя его, Плотин не только
выступил против <аристотелизма> в учении о начале, но и обнаружил практически
неисчерпаемую тему предметной области мышления (или - говоря по-иному, -
реального денотата мыслимого объекта - вне зависимости от того, является ли этим
нечто <внешнее>, или речь идет о данностях самого ума).
в) Новая интерпретация Платоновского <Парменида>. После Плотина никто из
платоников уже не осмеливался объявить его всего лишь логико-дидактическим
упражнением. Отныне <гипотезы> этого диалога понимаются как описания различных
чинов сущего.
г) Понимание языка Платона как священного, демиургического и, даже,
теургического. Теперь любое филологическое наблюдение над рукописями
сопровождалось богословскими и метафизическими разъяснениями.
д) Острая постановка вопроса об отношении души частной к душе всеобщей.
Концепция Плотина (частная душа - <энергия> души всеобщей) будет критиковаться
более поздними неоплатониками, однако она спровоцировала бурные дискуссии.
е) Особое отношение к аристотелевскому учению. Влияние аристотелизма
обнаруживается еще в школах I-II столетий (чем, как не перипатетизмом, является
понимание Нумением своего первоначала как ума). Уже поэтому нельзя считать
наличие аристотелевских концепций или терминологии специфической чертой именно
неоплатонизма. Тем более, что аристотелевские понятия, - такие, как материя,
сущность, сила, энергия, - воспринималсь неоплатониками либо через тексты самого
Платона (где <сущность> и <сила> уже имеют достаточно точно фиксированный смысл)
либо через их переосмысление, происходившее, очевидно, еще в рамках Древней
Академии. Тем не менее в круг истолкования неоплатоников входят не только
логические и натурфилософские сочинения Стагирита (как это было принято в ранних
платонических кружках), но и "Метафизика".
Особая роль в формировании неоплатонизма принадлежит Порфирию, ученику Плотина,
который не только систематизировал и издал трактаты основателя своей школы, но и
вернулся к общепринятому среди платоников обычаю писать комментарии на диалоги
Платона. Пожалуй, именно ему принадлежит честь ассимиляции гностического
импульса Плотина с тем теоретически и дискурсом, который характерен для
неоплатонизма в целом.
К неоплатоническим школам традиционно причисляют Римскую (Плотин, Амелий,
Порфирий), Сирийскую (Ямвлих, Феодор Асинский), Пергамскую (Эдесий
Каппадокийский, Саллюстий, Юлиан), Афинскую (Плутарх Афинский, Сириан, Прокл,
Дамаский) и Александрийскую (Аммоний, Симпликий, Гермий, Элий).