http://absolutology.org.ru

 

МИСТИКА

 

Слово 'мистика' (и производные от него) употребляются в литературе в нескольких совершенно различных значениях, что создает терминологическую путаницу: 1. Для обозначения переживаний единения или слияния с онтологической первоосновой мира и всякого бытия вообще (Бог, Абсолют и т.п.); 2. Для обозначения различного рода эзотерических ритуалов (мистерий); 3. Для обозначения различных форм оккультизма, порой ярко выраженного паранаучного характера - магии, астрологии, мантики и т.д. Понятно, что все эти явления совершенно гетерогенны и обычно имеют совершенно различную природу, что делает слово 'мистика' вводящей в заблуждение и создающим препятствия для понимания. Если же учесть, что в обыденном сознании к области 'мистического' относятся также всевозможные истории 'про злых духов и про девиц' с участием зомби, оборотней и вампиров, то ситуация становится просто удручающей.

Кроме того, слово 'мистика' в силу специфики иудео-христианского (европейского) восприятия таких проблем, как вера и знание, вера и разум стало прочно ассоциироваться с иррационализмом и чуть ли не с обскурантизмом, что создает сразу же если не реакцию отторжения, то по крайней мере, предубеждение у современной научной и философской аудитории при обращении к проблемам мистического опыта.

Между тем, в других культурах подобное противопоставление 'мистического' и рационального неизвестно и  'мистики' соответствующих традиций никоим образом не отрицают разум (точнее, дискурсивное мышление) как высшую инстанцию в пределах его компетенции и более того, зачастую создают вполне рационалистические (в широком смысле этого слова) философские системы на основе осмысления (то есть, опять же, рационализации) своего 'мистического' опыта.

Е.А. ТОРЧИНОВ из статьи 'ЕДИНСТВО И МНОГООБРАЗИЕ МИСТИЧЕСКОГО (ТРАНСПЕРСОНАЛЬНОГО) ОПЫТА: ФИЛОСОФСКИЙ И КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ'


Поварская форма читать дальше.