http://absolutology.org.ru

 

 

МИСТИКИ

 

В различных религиях именно мистикам присуще большее осознание Абсолюта, ибо призвание их -выходить за рамки статуса человека, погружаясь в глубины Абсолюта, который они продолжают называть Яхве, Богом и т.д.

Сначала появилось простое прилагательное, обозначающее нечто тайное или имеющее отношение к тайне, но с 17 в. оно стало применяться либо к области таинственных явлений - мистике, либо к тем, кто переживает опыт таинственного, - отсюда мистики. Общим для всех являются мистические состояния. Сравнительное исследование религий позволяет выделить - в том, что касается природы 'непосредственно' осмысляемой реальности, - мистику имманентного и мистику трансцендентального. В первом случае (многочисленные индусские мистики) реальность - не что иное, как сам субъект в его бездонных глубинах, открытый им атман, познанный высшим опытом, который есть нирвикальпа самадхи, сосредоточенность в самом себе, энктаза без всякого различения субъекта и объекта, и, следовательно, опыт, не взывающий 'ни к какой другой модальности познания, ни к какому иному средству, кроме самого опыта' (О. Лакомб). Во втором случае - мистики трансцендентального (иудаисты, христиане, мусульмане) - опыт достигает вершины внутри, а не вовне или за пределами теологической веры. Высшая реальность осмысляется как трансцендентальность, возвышающая субъект до себя. Носитель духовного начала задается вопросом, является ли эта реальность, с которой он совпадает, трансцендентальной причиной всего сущего или же она - всего лишь отражение земного. В последнем случае между субъектом и Абсолютом возникает духовная связь, которой трудно дать определение: острие души, тайное углубление сердца, необыкновенная интуиция, место, где находится человеческий субъект и где одновременно проявляется присутствие Бога, дуновение его Духа.

Во всех случаях мистики настаивают на том, что подобный опыт реализуется мгновенно и спонтанно, но при этом сохраняется на протяжении всей жизни. Этот опыт есть состояние экстаза, выход за собственные пределы или утрата себя самого, внезапное вторжение Абсолюта.

Религии невозможно свести к мистике, и тем более нельзя сказать, что религии обретают ценность благодаря существованию мистиков. Но можно допустить, что мистики наилучшим образом используют возможности объединения, которые предоставляют им различные религии. Они служат живым щитом, преграждающим впадение религий и догматов в дуализм, ересь, формализм, доктринерство, фидеизм или идолопоклонничество. В сегодняшнем контексте встречи религий их свидетельства чрезвычайно значимы.

Поль Пупар "Религии"