http://absolutology.org.ru

ВОПРОСЫ АБСОЛЮТОЛОГИИ

На сайте 'Абсолютологии' рассматриваются различные представления о Первоначале (Основании, Источнике) Бытия, Боге или Абсолюте. Эти представления - плод многовековых религиозных, философских, психопрактических исканий человечества.

Конечно же, как только мы приступаем к науке об Абсолюте (Абсолютологии), мы  тотчас же оказываемся в некой ловушке. Ведь, как известно, все познается в сравнении; но Абсолют невозможно сравнивать с чем-либо, иначе Он перестанет быть Абсолютом и потеряет свою 'безотносительность' и 'безусловность'.

И все же пытливый человеческий ум не мог остановиться на простой констатации 'факта', что  Абсолют трансцендентен для человеческого разумения и чувства (т.е. недоступен познанию и находится за пределами возможного человеческого опыта).

Разумеется, были и догматики, утверждавшие, что только их мнение о Боге правильно, и те, кто придерживался радикальной позиции 'Credo, quia absurdum' (верую, ибо абсурдно). Существовали также последовательные агностики, провозглашавшие непостижимость Абсолюта для человеческого духа. Тем не менее,  на протяжении сознательной истории человечества постоянно предпринимались различные попытки разобраться в вопросе постижения Абсолюта и Его отношения  к иному: к индивидуальной душе,  миру.

Так каково же возможное отношение Абсолюта и индивидуального сознания? Может быть, индивидуальное сознание - лишь иллюзия, некий персонаж 'абсолютного' сновидения?  А может быть - плод вполне 'сознательной' игры Абсолюта? Можем ли мы исключать возможность того, что человеческая 'душа' - некий аспект, модус, частица, искра Бога? Но, возможно, 'душа' никогда не была 'составляющей' Бога, и  либо: 1) была сотворена Богом, 2) существовала вместе с Богом с предвечных времен.

Кроме всего прочего, также имеется представление о том, что Абсолют и сознание - всего-навсего порождение высокоорганизованной материи.

Другая группа вопросов связана с отношением Абсолюта и бытия. Является ли мир земной жизни - сознательным и обдуманным  творением Бога? Или же этот мир  не имеет смысла вообще, а представляет собой порождение безначальных 'умопомрачений' Абсолюта? Возможно, мир - существует вечно в качестве самоизлучения, эманации Абсолюта: этот мир таков, каков он есть, так же как в радуге имеется красный, зеленый или прочий цвет; а совокупность  миров, порожденных Первоначалом, образуют некий спектр 'реальностей' со своими законами и порядками.

А что такое такое "реальность", "действительность", "мир", "бытие", Основу которого мы ищем? Если бы наши размышления, теории, рациональные модели не имели бы отношения к действительности, то самолеты не совершали бы межконтинентальные перелеты, а космические корабли не бороздили бы просторы вселенной. Модели нашего ума может быть и не тождественны чувственно ощущаемой реальности, но, во всяком случае, имеют к нему самое непосредственное отношение. Вопрос здесь состоит вот в чем. Какова связь между мыслью и ощущением? Существует ли реальность, которую мы ощущаем и  пытаемся осмыслить, сама по себе? Постигаем ли мы эту реальность рациональным умом и органами чувств полностью, или же эта реальность всегда превосходит возможности чувственного и умозрительного восприятия, и в таком случае наши чувственно(умо)постигаемые "реальности" никогда не будут полноценными, охватывающими всю объективную реальность целиком? Такую концепцию наглядно иллюстрирует знаменитый философский сад Рёандзи из японского города Киото. Этот сад сложен из пятнадцати необработанных камней, которые расположены на белом песке так, что когда смотришь на камни, то всегда видишь лишь четырнадцать камней. Пятнадцатый камень всегда загораживают четырнадцать соседних. Как писал известный журналист-международник Владимир Цветов, сад Рёандзи - это наглядная модель познания, метафора науки. Обязательно останется что-то неизвестное, несосчитанное, неучтенное. Мы уверены, что видим то, что есть, до конца, нам и в голову не придет, что есть что-то  еще, чего мы не видим. Причем, обратим внимание, что мы не только не можем увидеть все сразу, но так же всегда есть нечто, превосходящее возможности чувственного восприятия и рационального понимания.

А может быть и нет никакой реальности, существующей независимо от наблюдателя? Может быть любая реальность формируется в самом акте восприятия-мышления? И лишь устойчивые конструкции, мыслеобразные модели некоего Абсолютного Духа (Ума), и существующие-то всего лишь относительно (как условная неосознанная "привычка" или же как сознательная установка Духа-Ума), порождают все многообразие субъект-объектного мира, мира наблюдателя-наблюдаемого? Сможет ли такое понимание прояснить вопрос о соответствии умозрительных субъективных моделей человека и реальных отношений в структурах объективного мира?

Как мы видим, вопросов связанных с проблемой постижения Абсолюта (а также - с проблемой доказательства Бытия Бога, бытия как такового и статуса индивидуальной души по отношению к бытию и Абсолюту) очень и очень много. Но в любом случае - имеем ли мы дело с катафатическим ("утвердительным") методом, когда мы пытаемся определить позитивные атрибуты Бога, с  методом апофатическим ("отрицательным") (способом осознания непознаваемости Основы Бытия), или же мы убеждаемся в бытии Бога на основании мистического озарения - в любом случае мы будем иметь дело со стремлением к ПОСТИЖЕНИЮ СЕБЯ И АБСОЛЮТА, с ЖАЖДОЙ САКРАЛЬНОГО ИНОБЫТИЯ.

Хотелось бы надеяться, что сайт "Абсолютологии" будет полезен как тем, кто находится в поиске Абсолютного Основания Бытия, так и тем, кто полагает, что уже имеет все ответы на абсолютологические вопросы (в данном случае будет полезно узнать другие ответы и иное понимание данного вопроса).