Главная Новости Биография Статьи Переводы Публикации Словарь Платоновское общество Искусство войны Почтовый ящик Форум Ссылки |
ЭЛЕЙСКАЯ ШКОЛА - одна из древнегреческих философских школ. Названа по
городу Элея, из которого происходили два главных представителя данной школы -
Парменид и Зенон. Родоначальником элейской философии считается Ксенофан из
Ко-лофона (ок. 580 - ок. 490 гг. до н. э.), поэзия которого содержала критику
народного политеизма и выдвигала взамен идею единого божества, все знающего,
везде присутст-вующего, и не безграничного, и не ограниченного, и не
движущегося, и не покоящегося.
В не меньшей степени элейская философия обязана своим происхождением
пи-фагорейской школе, у представителей которой так же учился Парменид. В поэме
по-следнего "О природе" содержится доктринальная для элеатов концепция о
несущество-вании (то есть невозможности помыслить) небытия и многого, о
"тавтологической" форме истинного рассуждения и о вероятностности и
правдоподобии (а не истинно-сти), которым характеризуется "путь мнения".
Несмотря на определенную пророческую претензию теста поэмы Парменида в целом
элейская школа ближе к другим кружкам философов V-IV столетий до н. э., чем к
полурелигиозному объединению пифагорейцев. По крайней мере творчество Зенона
Элейского, ученика Парменида, демонстрирует нам рациональную аргументацию в
пользу основных положений своего учителя (т. н. "апории").
Последним значительным представителем данной школы явился Мелисс Самос-ский (ок.
480 - ок. 420 гг. до н. э.), прославившийся тем, что в 441 г. до н. э.
возглавлял флот самосцев и нанес поражение самому Периклу. Сохранившиеся
фрагменты из его сочинения "О природе" показывают, что он боролся против
представления о небытии как пустоте. Считая, что бытие расположено всегда и
везде, заполняя все без изъятия и не имея границ (которые привели бы к наличию у
него частей). Таким образом он рас-сматривал бытие как некое сплошное идеальное
тело - что и побудило позже Аристо-теля оценить его как "мыслящего грубо".
Влияние философии элеатов на современную им интеллектуальную культуру бы-ло
необычайно сильным. Несмотря на то, что школы Эмпедокла, Анаксагора и Демок-рита
полемизировали с концепцией Парменида, в их учениях явно отразилась рефлек-сия
над проблемой соотношения пути мнения и пути истины. Оказала воздействие
элейская философия и на сократические школы. Особенно оно заметно у мегарцев, а
так же в диалогах Платона "Софист" и "Парменид".