Главная   Новости    Биография   Статьи  Переводы   Публикации   Словарь  Платоновское общество Искусство войны Почтовый ящик   Форум   Ссылки

ЭЙДОС - букв. 'вид'. Термин, впервые зафиксированный во фрагментах Демокрита (где он указывал на внешний облик атома), становится у Платона техниче-ским. Эйдос - это тот предмет, на который на самом деле направлена постигающая способность человека. Это - подлинная вещь, которая дана в умопостижении, а от-влечении от нашего мнения о вещи и от чувственных впечатлений, которые отражают лишь телесное ее бытие. В отличие от ИДЕИ эйдос не генерализует, но выделяет и от-личает от других вещей. Эйдос лишь условно может быть назван родовым. Скорее это - бытие по истине.
Установление эйдоса является целью диалектического движения мысли. Приме-ром такового является 'Софист', где от имеющейся уверенности в том, что собеседники знают, о ком идет речь, они приходят к определению софиста. Следовательно, эйдос дан разумению как определение. Именно в таком значении данный термин будет ис-пользовать Аристотель и стоики, понимавшие под эйдосом первичное в нашем знании о вещи - ее определение.
В неоплатонизме эйдос рассматривается как момент содержания Ума. Для по-следнего все сущее дано эйдетическим образом, то есть как раздельное, где каждый мо-мент пребывает в себе и, в то же время, диалектическим образом переходит в иное. Где все есть только оно одно и, в то же время, все остальное. Такую точку зрения на эйдос особенно отстаивал Плотин, у которого можно найти даже понимание эйдоса как ин-теллигенции, то есть особенного самосознания.
В позднем неоплатонизме такое 'апперцептуальное' понимание эйдоса исчезает (умопостигаемое здесь становится 'симфонией богов', каждый из которых является но-сителем самосознания, как одним из моментов своей природы). Эйдос теперь - мо-мент эйдетического бытия в строгом платоновском смысле этого слова. Он - итог умопостижения, предмет знания. Эйдосы - части бытия, которые в СУЩНОСТИ пре-бывали неотделимыми от целого, а в ЖИЗНИ стали разделяться и ис-ходить. В этом смысле эйдос является итогом, изваянием жизненного процесса. Он еще не существует как нечто само-по-себе, то есть как ограниченное в бытии (а таково существование тел и смертного). Целое для него - Ум. Однако он выступает итогом различения и разде-ления, будучи уже не Всецелым, а особенным.
Эйдос, хотя он и устанавливается диалектическим рассуждением, не дедуцирует-ся последним, так как эйдосы пред-даны Уму, будучи 'отпечатками' Единого в сущем (Плотин), или результатами выхождения бытия в жизнь (афинские неоплатоники). По-скольку эйдетическое это все, но как раздельное все, в нем присутствуют эйдосы всего природного и всех живых существ. А, используя пример Плотина, можно сказать, что эйдос носорога не выводим логическим образом ни из диалектики ума как тождества мыслящего и мыслимого, ни из идеи живого существа. Он дан изначально как одно из проявлений творческой активности единого.
 


Медицинская одежда смотрите на http://el-c.ru.