На главную страницу http://absolutology.org.ru

Египетская Книга Мертвых

"Изречения выхода в день"

Берснев Павел (по материалам работ М.А. Чегодаева)

Отношение жителей древнего Египта к смерти в сознании многих до сих пор связано с так называемой 'Книгой мертвых'. Древнеегипетская 'Книга мертвого человека', или 'Книга Мертвых' - калька с арабского Kitab al-Mayyit. Так арабы называли загадочные папирусные свитки, которые они находили вместе с мумиями. Настоящее название текста 'Эр ну перэт эм херу' - 'Изречения выхода в день'.
Основной целью этой книги было помочь умершему египтянину благополучно преодолеть все опасности загробного мира, пройти посмертный суд и вместе с богом Ра на солнечной бараке вновь вернуться к жизни в нетленном теле на вечной плодородной земле в окружении родственников и близких.
Древнейшие заупокойные заклинания на стенах погребальных камер в пирамидах были обнаружены в конце XIX века выдающимся французским египтологом Г. Масперо. Эти тексты, относящиеся эпохе Древнего царства, т.е. к V - VI династии фараонов (ок. 2355 г. до н.э.), получили название 'Тексты Пирамид'. Относились они исключительно к царской особе и отражали ритуал погребения и дальнейшего путешествия фараона в загробном мире. После смерти фараон должен был предстать перед богами и вступить в их сонм.
На исходе эпохи Древнего царства заупокойные тексты начинают появляться и на стенках прямоугольных деревянных саркофагов. Причем теперь не только фараон располагал магическими заупокойными текстами. Подданные также получили возможность обезопасить свое загробное существование. Такие тексты, относящиеся к эпохе Среднего царства, получили название 'Тексты Саркофагов'. В дальнейшем многие сюжеты вошли в 'Книгу мертвых'.
'Книга мертвых' (эпоха Нового царства) явилась итогом долгого развития религиозных представлений древних египтян.
Что же представляет собой загробный мир Древнего Египта? Это совершенно особое место вселенной, куда каждую ночь отправляется солнечный бог Ра со своей свитой, чтобы сразиться и победить полчища чудовищ, воплощений сил мрака. Сам загробный мир - Дуат - был одной из составляющих вселенную наряду с небом, землей, водой и горами. Этот мир располагался за пределами видимой реальности и представлял собой пространство 'совсем глубокое, совсем темное и бесконечное'. Несмотря на то, что Дуат внешне напоминает Египет, он, тем не менее, во много раз превосходит его по площади. Вход в Дуат древние египтяне располагали в скалах на западном берегу Нила в районе Абидоса. Солнечный бог Ра попадает в иной мир через 'Дверь Протаскивания' (Ра-Сетау, владыкой которой был бог Сокар). В этот момент на Земле живых наступает ночь. Через этот проход отправляются и души умерших. Пересекая этот портал меду мирами, умерший для земной жизни человек 'рождается' в ином мире. Далее простирались потусторонние земли, населенные свирепыми чудовищами. Всюду встречались пещеры и озера пламени, в которых могла сгореть не только плоть грешника, но даже его душа и тень. Однако, если 'родившийся' в загробном мире при жизни был добродетельным человеком, его тело было похоронено согласно ритуалу, а сам он знал необходимые заклинания, то он благополучно преодолевал эти кошмары и попадал в Нефер-Аменти - 'Прекрасный Запад' (в проекции на Землю это был район Фив). В Аменти посреди Озера Правды (Озеро Двух Истин), на Острове Правды находилось основное рабочее место бога Осириса, владыки Загробного мира. Здесь он судил мертвых и здесь на посмертном суде в зале Двух Истин решалась окончательная судьба покойного. Во время этой процедуры на одну чашу весов клали перо - символ богини Маат, воплощавшей истину, справедливость и мировой порядок, на другую - сердце прибывшего мертвеца. В том случае, если весы оставались в равновесии, покойник мог вздохнуть с облегчением. Это означало, что сердце не отягощено пороками. Такой покойник объявлялся 'правдивым голосом' и отправлялся на Поля Хотеп (Поля Мира). Там его ожидали родные, близкие и вечное блаженство. Но если сердце перевешивало перо Маат, это говорило о том, что сердце покойного было переполнено грехами. Такого бедолагу ждала окончательная смерть - его пожирало страшное чудовище Амаит - смесь гиппопотама, крокодила и льва. Поля Хотеп (Поля Мира, Вечного Блаженства) составляли вместе с Полями Иалу (Поля Камыша, регион загробного мира, соответствующий земному Абидосу) светлую часть Дуата. На Полях Иалу счастливчики, прошедшие загробный суд, ежедневно трудились, сажая, выращивая и собирая ячмень и пшеницу, которая в этом мире достигала сказочной высоты. Стеди Полей Иалу находился дом Осириса с двадцатью одними вратами.
Далее посреди Полей Иалу, над местом где возвышались две сикоморы из бирюзы располагались Срединные Врата Неба, открывавшие путь на восточный горизонт. Но барка солнечного бога Ра, проплыв между сикоморами, устремлялась к восточным Вратам уже без покойника. Последнему доступ в мир живых был заказан. Да и зачем 'рожденному' в загробном мире было рваться в мир живых, в мир несовершенный и исполненный страданий.