Главная Новости Биография Статьи Переводы Публикации Словарь Платоновское общество Искусство войны Почтовый ящик Форум Ссылки |
ДЕМОКРИТ ИЗ АБДЕР (ок. 460 - ок. 370 гг. до н. э.) - древнегреческий
фило-соф, один из основателей атомистической школы. Ученик Левкиппа, испытал на
себе влияние как ионийской физики, так и элейской философии. Демокриту
приписывается создание очень большого числа сочинений по физике, логике,
антропологии, этике и т. д.; можно говорить об энциклопедизме интересов этого
мыслителя.
Наиболее фундаментальным для Демокрита выступает различение "что" и "не-что".
Первое является пределом логического деления, то есть тем предметом, о котором
проис-ходит наше вопрошание "что есть?", второе - контекстом, на котором мы и
совершаем выделение "что". Первое Демокрит так же называет полным, второе -
пустым. "Полнота" в данном случае признак, родственный со "сплошностью" бытия, о
которой говорил Пар-менид, и она выполняет схожую функцию. Бытие - это "что",
которое полно собой и не допускает в себя примесь пустоты (как демокритовского
образа небытия). Поскольку бытие - то, что далее не разделимо нашими суждениями,
оно получает название "неделимого" (греч. "атомос"). Сохраняя все определения
"единого бытия" Парменида, атомы отличаются лишь тем, что Демокрит постулирует
их не-единственность. Согласно мыслителю из Аб-дер их неисчислимое (но при этом
не бесконечное) количество.
Вводя множественность атомов, Демокрит совершает "смешение логического и
фи-зического" - по выражению Аристотеля. Он начинает описывать логическую
предмет-ность как тела. Логическая пустота так же становится пустотой физической
- местом, в котором происходит движение атомов. Таким образом атомы начинают
отличаться друг от друга - не по внутренней природе, но по внешнему виду, букв.
по "эйдосу". Каждый эй-дос является одним из видов неделимых частиц (бывают
атомы круглые, вогнутые, выпук-лые и т.д.). "Скачок" от
логико-эпистемологического предмета к физическому позволяет Демокриту сделать
атомы принципом объяснения физического сущего. Многообразие их эйдосов, способов
соединения друг с другом и порядков этого соединения приводит к соз-данию
разнообразных структур, которые мы воспринимаем как тела. Причиной
возникно-вения тел и их деятельности Демокрит считал необходимость, понимаемую
им как движе-ние и соударение атомов. При этом движение постулируется вечным, в
той же мере, в ка-кой вечна и пустота как место для этого движения.
Рассматривая познание Демокрит тем не менее четко проводит границу между мнением
и знанием. Чувственные качества существуют лишь в мнении, поскольку атомы
чувственно не постигаемы. Они - достояние умопостижения. Чувственное восприятие
возможно благодаря постоянной эманации "эйдолов" ("видиков") от поверхности тел.
Именно их мы и видим, слышим, обоняем. Некоторые из этих видов приходят от неких
существ (то ли являющихся мнимыми, то ли указывающих на некую действительно
правя-щую мирозданием силы), которых человек называет богами.
В этике Демокрит выдвигал принцип равновесия как условия счастливого
сущест-вования. Равновесие имело прежде всего физическую природу - как
уравновешенность движений атомов души. В эмоциональном плане она означает
философский настрой и здравомыслие.
Тот же принцип равновесия переносится Демокритом и на политический строй -
который должен быть средним, то есть избегающим всевозможных крайностей
государст-венного уложения.
И язык, и нравы, и политические институты возникают согласно Демокриту из
до-говоренности. Однако это не означает, что философ из Абдер говорит о
волюнтаризме и случайности всех этих сторон человеческой жизни. Договоренность
означает выбор того, что наиболее соответствует природе договаривающихся.
Школа атомистов не дала особенно значительных личностей вплоть до конца IV в. до
н. э., то есть до возникновения эпикуровского толка атомизма.