http://absolutology.org.ru

Дэвид Кроненберг (David Cronenberg)

Дэвид Кроненберг David Cronenberg

дата рождения: 15 января 1943

Дэвид Кроненберг родился 15 марта 1943 года в Торонто. Закончил университет Торонто.

У Дэвида Кроненберга - репутация режиссёра из фантастического "гетто". Все знают: он тот, кто снимает фильмы о телах, вирусах, чудовищных родах и живых механизмах. Достаточно один раз увидеть его фильмы, и вы вряд ли забудете взрывающиеся головы сканнеров, заживо гниющего человека-муху или пишущею машинку-сороконожку.

Будучи студентом Торонтского университета Кроненберг снимает первые короткометражки - "Стерео" и "Преступление будущего". Режиссёр вспоминает: "Один из студентов университета, где я учился, снял полнометражный фильм, в котором играли некоторые мои друзья. То обстоятельство, что я увидел на большом экране, в настоящем фильме всех этих людей, которых я встречал каждый день, чья повседневная жизнь была частью и моей жизни, стало шоком для меня. Я сказал себе: "Ты сможешь это сделать". И сел писать сценарий, хотя не имел никакого понятия о том, как делается кино".

В 1975 году Кроненберг снимает свой первый полнометражный фильм "Мерзость/Они пришли изнутри" повествующий о странной форме жизни - паразитах, которые проникая в тело человека превращают его в одержимого сексуального маньяка. И по форме и по содержанию эту ленту безоговорочно относят к классу "В", но уже здесь мы видим те характерные черты режиссёрского почерка Кроненберга, которые со временем разовьются до мастерства высшего пилотажа.

Этапным фильмом ни только для режиссёра, но и для жанра в целом являются "Сканнеры". Вряд ли с определённой категоричностью можно обозначить жанр этой картины. Это не совсем ужасы, хотя шоковых и натуралистичных сцен хватает. Это и не детектив, хотя ответы на многие вопросы мы получаем только в конце фильма. Сквозь различные штампы жанров здесь впервые в творчестве Кроненберга пробивается философско-социальный аспект, который в дальнейшем стал неизменным спутником режиссёра во всём его творчестве.

Не смотря на зрительский успех "Мёртвой зоны" и "Мухи" Кроненберг продолжает делать глубоко авторское кино, не особо задумываясь о количестве нулей в кассовых сборах своих лент. "Точное представление об адресате, - говорит режиссёр, - залог успешного баланса новации и смысла, стилистического риска и доступности, в конце концов, прогресса в развитии кино и прочности обратной связи. Оливер Стоун однажды спросил меня, как мне живётся в моём статусе маргинального режиссёра. То была не критика, а констатация. Он знал, что я могу, если захочу, снимать голливудские фильмы. Я ответил, что меня вполне удовлетворяет моя аудитория. Её количественный и, главное, качественный состав. Я полагаю, что режиссёр должен решить для себя заранее, на какого зрителя он работает, ибо это непосредственно влияет на тот язык, которым он намерен воспользоваться".

С точки зрения философии кино, Кроненберг - никакой не "фантаст", а настоящий реалист. В понимании Андре Базена (одного из столпов теории кино в ХХ веке) реализм - это способность пристально, до рези в глазах всматриваясь в вещный мир, проникать за "покрывало Майи на лике человеческого сознания", то есть постигать мистическую сущность вещей. Собственно именно этим "проникновением" Кроненберг занимается последние, без малого, тридцать лет.

Роль этого режиссёра в современном кинематографе на самом деле намного сложней и значительнее, чем может показаться на первый взгляд. В мае 1999 года Кроненберг напомнил о своей роли на шахматной доске мирового кино. Роли, конечно, не королевской, но генеральской. Напомнил, как свойственно ему, невозмутимо и с неуловимо садистским юмором. Возглавляя жюри Каннского кинофестиваля он поломал все неписаные законы кинофестивалей, согласно которым нужно раздавать всем сёстрам по серьгам. Проигнорировав фильмы таких титанов как Линч, Альмадовар, Джармуш, Китано он осенил пальмовым золотом "Розетту" братьев Дарденн и "Человечность" Брюно Дюмона, то есть фильмы, ориентированные на онтологические свойства киноискусства, а не конъюнктуру. В каком-то смысле он продублировал в "реальности" свою роль из "Умереть за" Гаса Ван Сэнта. Крохотную, но такую пронзительную, после которой все остальные роли теряют свой смысл. Меч Божий - киллер мафии, которого нанимает семейство жертвы, чтобы ликвидировать ведущую телевизионного прогноза погоды. Её неуёмные бизнес - амбиции спровоцировали "трудных подростков" на убийство мужа теледивы. В лице этой слишком активной телевизионщицы казнили саму экспансию телевидения, казнили фальсификацию реальности. Так и Кроненберг в Канне-99 выступил в роли своеобразного киллера, нанятого "мафией реальности", который безжалостно ликвидировал, то есть попросил скромно посидеть в уголке своих вышеупомянутых коллег, продавшихся индустрии добрых чувств.

В фильмографии Кроненберга присутствуют две удивительно искренних и поражающих своей, прежде всего, интеллектуальной и творческой свободой экранизации. Очевидно, этот режиссёр идеально подходит на роль "экранизатора" именно таких экстремальных писателей, как Берроуз, Баллард, или Хантер С. Томпсон (но тут его опередил Терри Гиллиам). В своей писательской ипостаси они, как ни печально, смотрятся калеками. Графоманский поток сознания записных наркоманов порой утомляет - перенесённые на бумагу галлюциногенные фантазии не способны увлечь практически никогда. В экранном же варианте "Обед нагишом" и "Автокатастрофа" убеждают и затягивают именно благодаря реально-сюрреалистической природой кино. Он преуспел в этом настолько, что все мы обречены, надеюсь, ещё бесконечно долго смотреть кошмары этого канадца, похожего на акушера, пастора и серийного убийцу одновременно.

(с) Станислав Никулин

www.kinomania.ru

КРОНЕНБЕРГ (Cronenberg) Дэвид (р. 15 марта 1943), американский кинорежиссер, актер, сценарист, продюсер. Родился в Канаде.
Первые фильмы поставил, будучи студентом университета в Торонто. Признанный мастер фильмов ужасов: 'Паразиты-убийцы'/'Дрожь' (1975), 'Бешеная' (1977), 'Сканнеры' (1981), 'Муха' (1986).
Большинство героев Кроненберга ведут борьбу со своим 'вторым я', более мрачной и зловещей частью натуры. Часто скрытое 'я' приобретает осязаемую форму - организм физически поражается этим 'другим', ведет с ним неравную борьбу и в конце концов неизбежно проигрывает.
К числу лучших работ Кроненберга принадлежат 'Видеодром' (1983), 'Вылитые копии' (1988) и 'Голый завтрак' (1991). Все они затрагивают тему способности (или неспособности) человеческого сознания управлять нашим поведением и судьбой. Фильм 'Голый завтрак' поставлен по мотивам нескольких романов и событий жизни писателя Уильяма Берроуза. В совокупности они представляют собой историю человека, живущего и сочиняющего романы в состоянии наркотических галлюцинаций. Законченная в 1996 картина 'Автокатастрофа' (премия МКФ в Канне) - это причудливое исследование сексуальных потребностей человека.


Дэвид Кроненберг /David Cronenberg/
Дата рождения: 15.03.1943
Место рождения: Торонто, провинция Онтарио, Канада



Режиссер фильмов ужасов, чьи работы часто являются метафорами для серьезных социальных проблем, уже оказал огромное влияние на развитие кинематографа. Кроненберг начал ставить фильмы в Университете Торонто, где его экспериментальные короткометражные фильмы "Стерео" (1969) и "Преступления будущего" (1970) получили очень хорошую критику. Его первым полнометражным фильмом был "Они пришли изнутри" (They Came From Within), 1975. Частично он финансировался компанией CBC, и владельцы позже скорее всего пожалели, что вложились в картину о паразитах, вызывающих неконтролируемое сексуальное желание в своих жертвах. Эта тема высвобождения подавляемого снова затрагивается в фильме "Бешеный" (Rabid), 1977, в котором снялась бывшая порнозвезда Мэрилин Чэмберс в роли женщины, ставшей сексуальной вампиршей против своего желания.
 

Фильмография:

ВОСКРЕШЕНИЕ (1999)
/RESURRECTION/
КРОВЬ И ПОНЧИКИ (1995)
/BLOOD & DONUTS/
НОЧНАЯ ПОРОДА (НОЧНОЙ НАРОД) (1990)
/NIGHTBREED/


МУХА (1986)
/FLY, THE/
В НОЧЬ (1984)
/INTO THE NIGHT/

ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ПРОДЮСЕР

Я ТЕБЯ ТЕРЯЮ (1998)
/I'M LOSING YOU/

ПРОДЮСЕР



ЭКЗИСТЕНЦИЯ (1999)
/EXISTENZ/
АВТОКАТАСТРОФА (1996)
/CRASH/


СКОВАННЫЕ НАМЕРТВО (1988)
/DEAD RINGERS/

РЕЖИССЕР



ЭКЗИСТЕНЦИЯ (1999)
/EXISTENZ/
КРАСНЫЕ МАШИНЫ (1996)
/RED CARS/
АВТОКАТАСТРОФА (1996)
/CRASH/
МАДАМ БАТТЕРФЛЯЙ (М. БАТТЕРФЛЯЙ/ВОСТОЧНАЯ СТРАСТЬ) (1993)
/M. BUTTERFLY/
ОБЕД НАГИШОМ (1991)
/NAKED LUNCH/


СКОВАННЫЕ НАМЕРТВО (1988)
/DEAD RINGERS/
МУХА (1986)
/FLY, THE/
МЕРТВАЯ ЗОНА (ГИБЛОЕ МЕСТО) (1983)
/DEAD ZONE/
ВИДЕОДРОМ (1983)
/VIDEODROME/
СКАННЕРЫ (1981)
/SCANNERS/


ВЫВОДОК (ОТРОДЬЕ) (1979)
/BROOD, THE/

СЦЕНАРИСТ



ЭКЗИСТЕНЦИЯ (1999)
/EXISTENZ/
КРАСНЫЕ МАШИНЫ (1996)
/RED CARS/
АВТОКАТАСТРОФА (1996)
/CRASH/
ОБЕД НАГИШОМ (1991)
/NAKED LUNCH/


СКОВАННЫЕ НАМЕРТВО (1988)
/DEAD RINGERS/
МУХА (1986)
/FLY, THE/
ВИДЕОДРОМ (1983)
/VIDEODROME/
СКАННЕРЫ (1981)
/SCANNERS/


ВЫВОДОК (ОТРОДЬЕ) (1979)
/BROOD, THE/
 

Премии и награды:
КАННСКИЙ КИНОФЕСТИВАЛЬ


Победитель в категориях:
Специальная премия
1996 - АВТОКАТАСТРОФА /CRASH/

БЕРЛИНСКИЙ КИНОФЕСТИВАЛЬ

Победитель в категориях:
Приз за художественный вклад
1999 - ЭКЗИСТЕНЦИЯ /EXISTENZ/
 


Заказать диплом посмотреть.