назад

Космология буддизма

 

'Космическое время циклично и безначально, то есть ни один из циклов не может считаться первым. Мир никем не создан, идея божественного творения буддизмом принципиально отвергается по целому ряду соображений как этического (благой Бог не мог бы сотворить мир, суть которого - страдание живых существ), так и метафизического. Причина существования миров - энергия совокупной кармы живых существ предыдущего мирового цикла (подобно тому, как будущая жизнь существа обусловливается его кармой, имеющейся на момент смерти).
После разрушения одной вселенной существует лишь бесконечное пространство (акаша), в котором постепенно начинают веять некие ветерки, постепенно крепнущие и превращающиеся в мощнейший ураган, постепенно сгущающийся до состояния 'алмазной твердости' и приобретающий форму круга. Этот круг затвердевшего ветра образует основание нового мира. И он есть не что иное, как объективировавшаяся энергия совокупной кармы живых существ разрушившейся вселенной (сравните с объективированной волей как физической основой феноменов в философии А. Шопенгауэра; особенно его работа 'О воле в природе'). Дальнейшее формирование мира происходит сверху вниз. Вначале внезапно появляется небесный дворец с богом Брахмой на престоле, после этого вокруг него появляются другие тридцать три бога небес мира желаний. Они видят Брахму и восклицают: 'Это Брахма! Он вечен, он был всегда! Он всех нас создал!' - так возникает вера в бога-творца. Клубящиеся в выси златоцветные облака начинают изливать дождь, который заливает диск ветра внизу и постепенно образует мировой океан. Из растворенной в нем мути формируются континенты и гора Сумеру. Последними появляются ады.

 Торчинов Е. А. Введение в буддологию. Курс лекций. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. С. 39 - 40

 

"Творец" мира -- энергия действий (карма) жтвых существ; в основе этой неупорядоченной кармической активености лежат клеши (базовые аффекты -- невежество, гнев, страсть). Таким образом, карма и клеши есть творец и субстанция миров.
Будда выступает как творец только для "чистых миров" ("полей Будды" -- буддхакшетра"), вроде "рая" Амитабхи. Чистые Земли творятся Буддами их мыслью по единому плану и с определенной целью (например, подготовки там к просветлению живых существ, "заработавших" рождение в этом мире). Но это, так сказать, искусственные миры'.

 

Торчинов Е. А.