Главная   Новости    Биография   Статьи  Переводы   Публикации   Словарь  Платоновское общество Искусство войны Почтовый ящик   Форум   Ссылки

Все содержание (C) Copyright SVETLOV & C o, 2002

ХАОС (греч. 'зев', 'чрево', 'зияние') - одно из важнейших понятий европейского религиоведения, а также (в последние десятилетия) и теории систем.

В религиоведении понятие 'хаос', впервые встречающееся в 'Теогонии' Гесиода, обозначает первосубстанцию, в лоне которой возникают все остальные поколения богов, характеризующие космогонический миф (см. Миф): и боги хтонические, являющиеся главами преисподней, приносимые в жертву ради создания комоса, и боги олимпийские, жертвователи-правители мироздания, в котором обитает человек.

Достаточно часто хаотическое в древних мифо-религиозных представлениях понималось как водная стихия (напр. прародитель богов Океан Гомера, пра-воды египетских комогоний, потоп китайских преданий и т.д.), в частности несколько раз в греческой словесности встречалась попытка этимологически вывести слово 'Хаос' из глагольной основы 'хео-', означающей 'лить'. Впрочем, данный термин мог обозначать и воздушное зияние между землей и небесами (Еврипид, Аристофан), и 'необработанную глыбу', каковой пребывало сущее до создания космоса (Овидий).

Однако, метафора воды, пожалуй, наиболее универсальна, так как она связана с образами определенных психических переживаний, которые претерпевал человек, приводимый во время практик в состояние до-рождения-мира (аналогичное состянию до-рождения-человека - т. н. 'океаническое' состояние). К тому же хаотические воды - это те самые воды, которые окружают обжитый богами и людьми космос как в горизонтально-географичесом смысле ('океаническая' модель географии, где Океан - стремительный поток, охватывающий землю и, одновременно, являющийся бездной, в которую обрушивается все, достигшее пределов обитаемой ойкумены), так и в вертикально-космологическом (где мир находится в пространстве между подземными и небесными 'хлябями').

Хаотические воды одновременно живые (как родители космоса) и мертвые (как губители его - в календарных преданиях). Таким образом Хаос, будучи чревом, в котором вынашивается мироздание, не противостоит космосу. Если какое-то противопоставление и присутствует в древних мифо-религиозных идеях, то как истока и результата, но не как порядка и беспорядка.

В философско-религиозных концепиях эпохи 'осевого времени' образ Хаоса оказывает немаловажное воздействие на формирование представлений об апофатически постигаемом пра-начале, о подлинной божественной сущности, 'скрытом боге' - от египетского Амона до Единого неоплатоников и Дао-Пути буддистов (напр. Дао как 'матка-чрево').

В культуре Нового времени Хаос начинает восприниматься как нечто, выражающее беспорядок и потому противостоящее космосу. Особенно активное такое противопоставление поддерживали Ницше и его поклонники.

В ХХ столетии происходит постепенное возвращение к изначальному, 'генетическому' смыслу Хаоса - источника, из которого (но не вопреки которому) создается порядок (см.: Пригожин, Стенгерс. 'Порядок из Хаоса').