Главная   Новости    Биография   Статьи  Переводы   Публикации   Словарь  Платоновское общество Искусство войны Почтовый ящик   Форум   Ссылки

Все содержание (C) Copyright SVETLOV & C o, 2002

БЫТИЕ - определяется в платонизме как способность, прежде всего, способность оказывать воздействие и претерпевать его ('Софист'). Бытийное является центральным в том, что рассматривает философ, как и любой человек, стремящийся постигнуть что-либо, поэтому данное определение относимо и к бытию как предмету познания('Федр').

Это фундаментальное определение Платона было воспринято всей последующей античной философской традицией, воспроизводясь, в частности, у Аристотеля (ибо его СУЩНОСТИ как раз таковы - они являются единичными предметами, по определению природными, т. е. находящимися в состоянии действия-претерпевания, о чем свидетельствует и учение Стагирита о причинах) и у стоиков.

Платоническая философия не склонна к различению бытия и сущего, или, точнее, это различение производится на ином уровне: как различие собственно бытия ('НАЛИЧНОЕ БЫТИЕ', 'СУЩНОСТЬ') и бытий ('ДРУГИЕ' диалога 'Парменид' как множество бытийных единичных реальностей). Связано это прежде всего с тем, что платоники стремились увидеть повсюду единство реальности, вводя в бытие скорее акцидентальные различия, чем сущностные. В конечном итоге даже бытие и другие различаются скорее как моменты единого логического определения единого сущего, чем как какие-то раздельные реальности. В общем виде этот принцип можно сформулировать следующим образом: не-удвоение бытия вызывалось теми же причинами, по которым платоники предпочитали не удваивать мир исходя из критики 'наивной' теории идей, формулируемой в зачине диалога 'Парменид'.

В неоплатонизме существуют две концепции бытия. Одна из них принадлежит Римской школе и основывается на перипатетическом по своему истоку отождествлению бытия и мышления, являющимся центральным актом самосознания Ума. Ум полагает себя в отпадении от Единого и это его самополагание есть бытие, являющееся одновременно и предметом его мышления. Таким образом, триада 'Софиста' Бытие-Жизнь-Ум понимается римскими неоплатониками как триада Ума.

Вторая концепция генетически связана, очевидно, с Ямвлихом и сирийским неоплатонизмом, однако в артикулированном виде дошла до нас благодаря сочинениям Афинской школы, и, прежде всего, Прокла и Дамаския. Здесь бытие понимается как трансценденталия, т.е. как нечто лежащее на пределе умопостижения. С одной стороны, оно есть умопостигаемая сущность, являющаяся сверхраздельной целостностью всех бытийных стихий (напр. предел и беспредельное - см. ЦЕЛОЕ И ЧАСТИ), где целое абсолютно больше частей, где оно есть ничтожность и нетствование частей. С другой же стороны оно, как умопостигаемое, не причастно умопостижению, превышая последнее, являясь лишь целью его. В этом плане оно - божественно, ибо согласно неоплатоникам именно божественность есть присутствие, постигаемое лишь символически. Следовательно, все наши рассуждения о нем - своего рода имяславие, где мы указываем, в качестве каковых пределов оно может выступить для мышления, но при этом не в состоянии мыслить его.

Как умопостигаемо-умное бытие является моментом триады жизни, и именно в этом пункте выступает способностью-силой. Как умное - оно предмет диалектического мышления и носитель эйдосов, т.е. частей, выступающих раздельным образом.

Наконец, как ДРУГОЕ бытие есть наличествование единичного сущего, по определению своему частичного и неполного, где частность есть негация целого. Однако и здесь само наличествование бытия, дошедшего, таким образом, до последнего момента своего логического определения, не дает сущему распасться в ничто (ибо эта часть сама выступает некоторым образом целым; только целое здесь пребывает вне части - как душа вне тела).