ПРИМЕЧАНИЯ
1 Последняя публикация
"Превооснов богословия" - Прокл. Первоосновы
теологии. Пер. А. Ф. Лосева. М., 1993; там же приложены
гимны в переводе О. В. Смыки и биография Прокла,
написанная его учеником Марином, в переводе М. Л.
Гаспарова.
2 Прокл.
Комментарий к Первой книге "Начал" Евклида.
Введение. Пер. Ю. А. Шичалина. М., 1994.
3 R. Beutler. Proklos. - RE,
XXIII, 1, 1957, coll. 191 - 208.
4 Beutler. Proklos. coll.
193.
5 E. R. Dodds. Proclos.
Elements of Theology. Oxford., 1963, p. XIII - XIV; Beutler. Proklos. coll. 193.
6 Catalogue des Manuscrits
Alchimiques Grecs. - Ed. J. Bidez. Bruxelles, 1928, vol. VI, p. 141, (далее - CMAG).
7 Beutler. Proklos. coll.
195; Dodds. Proclos. p. XIII.
8 Beutler. Proklos. coll.
193.
9 J. Freudenthal. - Hermes,
1881, v. 16, p. 214 sqq.
10 C. Praechter. -
Goettingenische gelehrte Anzeigen, 1905, v. 167, p. 505 sqq.
11 Dodds. Proclos. p. XV, n.
4.
12 C. Gallavotti. - Riv.
Fil. Class., 1929, N. S., VII, 208 sqq.
13 В дальнейшем,
когда мы будем говорить о каком-либо из этих
трактатов в целом, мы будем давать ссылки не на
том, страницы и строки издания Вильгельма Кролля,
которые обычно даем при цитировании, а на книгу (А
или В) этого сборника из 28-ми трактатов и номер
трактата (1 - 18 в книге А и 1 - 10 в книге В).
14 В последней
из трех цитат вместо синфем стоят символы,
которые в первой цитате относились как раз к
более низкой форме мифологии. Это совершенно
обычное у Прокла чередование широкого смысла
термина "символ" (знак вообще) и узкого
(синоним синфемы), что мы попытались показать в
нашей статье об учении Прокла об имени (см. А. В.
Петров. "К вопросу о взаимодействии религии и
философии в поздней античности (учение Прокла о
магических именах). Вестник СПбГУ, сер. 2, 1995, вып. 4,
с. 15-21).
15 То, что Гомер
действует фантастически, не означает, что он
действует плохо, поскольку возможна и "чистая
фантазия": "Как нужно, чтобы мы, если
действуем фантастически, пользовались, однако,
чистыми фантазиями, а не запачканными
какими-нибудь постыдными призраками, так и мифам
следует иметь подобающее внешнее облачение для
внутренних мыслящих изваяний" (In remp., II, 108, 10 - 14).
16 В чем конкретно состоит
это "поворачиваение к богам" иллюстрируют
комментарии Прокла на гесиодовские "Труды и
дни"(ad v. 765 - 768; p. 233 Pertusi): "Ясно, что одни
растения движутся вместе с луной, а другие -
вместе с солнцем. Ведь розы и фиалки, а вместе с
ними и гелиотропы, поворачивают листья к
восходящему солнцу, и точно так же склоняют [их] к
[солнцу], заходящему на западе. ... А глаза кошек и
внутренности мышей уменьшаются, когда луна идет
на убыль, и увеличиваются, когда она
расцветает".
17 Th. Hopfner.
Griechisch-Aegyptischer Offenbarungszauber. 1-2 Bd., Leipzig, 1921-1924; CMAG, VI; S.
Eitrem. La theurgie chez les Neo-platoniciens et des Papyrus Magiques. - Symbolae
Osloenses, XXII, 1942, p. 49 - 79; E. R. Dodds. Theurgy. - The Greeks and the Irrational.
Berkeley, 1963, pp. 283-311; P. Boyance. Theurgie et telestique neoplatonicienne. - Revue
de l'histoire des religious, v. 147, ? 2, 1955, p. 189 - 209.
18 Ср.
знаменитую неоплатоническую формулу: "все
[есть] во всем но в каждом особым образом".
19 CMAG, VI, p. 150, 26 -
151, 5.
|