ПРИМЕЧАНИЯ

1 Последняя публикация "Превооснов богословия" - Прокл. Первоосновы теологии. Пер. А. Ф. Лосева. М., 1993; там же приложены гимны в переводе О. В. Смыки и биография Прокла, написанная его учеником Марином, в переводе М. Л. Гаспарова.

2 Прокл. Комментарий к Первой книге "Начал" Евклида. Введение. Пер. Ю. А. Шичалина. М., 1994.

3 R. Beutler. Proklos. - RE, XXIII, 1, 1957, coll. 191 - 208.

4 Beutler. Proklos. coll. 193.

5 E. R. Dodds. Proclos. Elements of Theology. Oxford., 1963, p. XIII - XIV; Beutler. Proklos. coll. 193.

6 Catalogue des Manuscrits Alchimiques Grecs. - Ed. J. Bidez. Bruxelles, 1928, vol. VI, p. 141, (далее - CMAG).

7 Beutler. Proklos. coll. 195; Dodds. Proclos. p. XIII.

8 Beutler. Proklos. coll. 193.

9 J. Freudenthal. - Hermes, 1881, v. 16, p. 214 sqq.

10 C. Praechter. - Goettingenische gelehrte Anzeigen, 1905, v. 167, p. 505 sqq.

11 Dodds. Proclos. p. XV, n. 4.

12 C. Gallavotti. - Riv. Fil. Class., 1929, N. S., VII, 208 sqq.

13 В дальнейшем, когда мы будем говорить о каком-либо из этих трактатов в целом, мы будем давать ссылки не на том, страницы и строки издания Вильгельма Кролля, которые обычно даем при цитировании, а на книгу (А или В) этого сборника из 28-ми трактатов и номер трактата (1 - 18 в книге А и 1 - 10 в книге В).

14 В последней из трех цитат вместо синфем стоят символы, которые в первой цитате относились как раз к более низкой форме мифологии. Это совершенно обычное у Прокла чередование широкого смысла термина "символ" (знак вообще) и узкого (синоним синфемы), что мы попытались показать в нашей статье об учении Прокла об имени (см. А. В. Петров. "К вопросу о взаимодействии религии и философии в поздней античности (учение Прокла о магических именах). Вестник СПбГУ, сер. 2, 1995, вып. 4, с. 15-21).

15 То, что Гомер действует фантастически, не означает, что он действует плохо, поскольку возможна и "чистая фантазия": "Как нужно, чтобы мы, если действуем фантастически, пользовались, однако, чистыми фантазиями, а не запачканными какими-нибудь постыдными призраками, так и мифам следует иметь подобающее внешнее облачение для внутренних мыслящих изваяний" (In remp., II, 108, 10 - 14).

16 В чем конкретно состоит это "поворачиваение к богам" иллюстрируют комментарии Прокла на гесиодовские "Труды и дни"(ad v. 765 - 768; p. 233 Pertusi): "Ясно, что одни растения движутся вместе с луной, а другие - вместе с солнцем. Ведь розы и фиалки, а вместе с ними и гелиотропы, поворачивают листья к восходящему солнцу, и точно так же склоняют [их] к [солнцу], заходящему на западе. ... А глаза кошек и внутренности мышей уменьшаются, когда луна идет на убыль, и увеличиваются, когда она расцветает".

17 Th. Hopfner. Griechisch-Aegyptischer Offenbarungszauber. 1-2 Bd., Leipzig, 1921-1924; CMAG, VI; S. Eitrem. La theurgie chez les Neo-platoniciens et des Papyrus Magiques. - Symbolae Osloenses, XXII, 1942, p. 49 - 79; E. R. Dodds. Theurgy. - The Greeks and the Irrational. Berkeley, 1963, pp. 283-311; P. Boyance. Theurgie et telestique neoplatonicienne. - Revue de l'histoire des religious, v. 147, ? 2, 1955, p. 189 - 209.

18 Ср. знаменитую неоплатоническую формулу: "все [есть] во всем но в каждом особым образом".

19 CMAG, VI, p. 150, 26 - 151, 5.