АБСОЛЮТ
Любая религия в той или иной степени предполагает поиск Абсолюта - безотносительного, безусловного, нераздельного, абстрактного и в конечном счете непознаваемого. Свободный от любой зависимости, перемены, редукции Абсолют всегда осмысливается позитивным образом: единственный, простой, чистое Существо, чистое Знание, Истина, Дух. Философы определяют Абсолют как основу без основы. Вещь в себе. Чистое деяние (Аристотель), Единое (Плотин), безличный брахман Упанишади Веданты, Шуньята (Пустота) буддистских школ и т.д. Иногда они настолько возвышают идею Абсолюта - Единственной Реальности, достойной этого имени, - что доходят до отрицания реальности во всем относительном, обусловленном и т.п. Логическим следствием этого является и отрицание религии. Для Шэн-кары мир есть майя, ложное подобие реальности или, как часто переводят, иллюзия. Философы склонны также использовать только язык отрицания или апопатетики. Они не признают его личного характера, поскольку личность может существовать лишь среди других личностей. Абсолют же по определению ни от чего не зависит.
В различных религиях его называют Яхве, Господь, Бог, Аллах или дают ему эпитет, более близкий опыту человека религиозного: Благой (Шива), Всеобъемлющий (Вишну) и т.п. Абсолют и Бог - одна и та же реальность, поскольку ни философы, ни религии не смогли бы смириться с другой реальностью. Но это реальность, увиденная и осмысленная по-разному: в одном случае путем философского умозрения, в другом - путем преклонения и поиска людей. В религиях Абсолют уже не безличен - это Бог. Лик его обращен к человеку: он Бог Авраама, Исаака, Иакова, Иисуса, Мухаммеда и т.д. В индуизме он - Ишвара, Господь, личное воплощение брахмана. В буддистской философской системе мадхьямика это Татхагата - персонифицированное воплощение Шуньяты.
Поль Пупар "Религии"
АБСОЛЮТ (лат. Absolutus - "безусловный, неограниченный") - понятие вечного, бесконечного, совершенного, возможно неизменного, всезнающего и самодостаточного субъекта или космической субстанции. Материализм отрицает существование этого "нечто", Во многих религиях Абсолют - это Бог-творец вселенной (Аллах, Иегова, Господь и т.д.), многие современные ученые подразумевают под понятием Абсолюта Энергоинформационное поле, некий Всемирный Разум, Разумный Космос. Философы также по-разному понимают это понятие.
ПРОБЛЕМА АБСОЛЮТА В ТИБЕТСКОМ БУДДИЗМЕ
Йогическое определение Абсолюта
АБСОЛЮТ (The Absolute) - то, что нельзя описать ни в терминах материи, ни в понятиях разума, но что, тем не менее, является источником и первоосновой обоих. Он не является пустотой, ибо пустота есть нечто присущее материальному миру. Его можно рассматривать как чистое сознание, так как сознание осознает и материю, и разум; однако наше обычное сознание, различающее их как два явления, а не как единое целое, не понимает своей подлинной природы, зная только свое отражение в этой двойственности материи и разума. Сознание способно прийти к истинному знанию, в чем и заключается цель йоги. Абсолют можно также назвать жизнью, ибо именно жизнь есть то, что возникает в сознании, когда встречаются материя и разум; таким образом, Абсолют может быть испытан в совершенном слиянии этих двух явлений, то есть в совершенной, утонченной и полной, неограниченной жизни, которая также является целью йоги.
Абсолют является целью практической йоги, так как йог учится не ставить перед собой некие конкретные цели, но наоборот, ожидать чего-то, о чем он прежде не имел представления. Он обращает свой взор к этой Сущности (пуруша), которая существовала, по словам "Риг-Веды", "когда не было ни существующего, ни несуществующего", но которая тем не менее "включает в себя всю Вселенную и, пожертвовав собой, сотворила "Веды" и все сущее". Йог, следующий этой цели на своем пути, получает награду более насыщенной и полной жизни, но не обязательно в виде материального богатства или высокого умственного развития, ибо они представляют собой лишь относительную свободу; он обретает также радость, более утонченную, чем несовершенные удовольствия тела и несовершенное счастье ума; эта наполненная жизнь есть обещание и преддверие света самой цели.
Эрнест Вуд. СЛОВАРЬ ЙОГИ. Перевод К. Семёнова