Мистические путешествия к шаманам Латинской Америки, путешествие в Перу, путешествие в Южную Америку, экспедиции в Непал, экспедиции в Тибет

Абсолютология - путешествия, мистика, философия, экспедиции в Латинскую Америку к шаманам курандерос

АБСОЛЮТОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ, ФИЛОСОФИЯ, ПСИХОЛОГИЯ, ТЕОЛОГИЯ, МИСТИКА, КЛУБ МИСТИЧЕСКИХ ПУТЕШЕСТВИЙ

Путешествие в Индию, туры в Индию, Все о Перу, экспедиции в Индию, мистическая Индия

Главная страница | Статьи | Книги | Клуб Мистических Путешествий | Путешествия | Новости | Контакты



Программы путешествий Клуба Мистических Путешествий (Клуб Путешественников "Курандерос"):


Материал сайта www.absolutology.org.ru . При полном или частичном использовании материалов в интернете активная ссылка на 'www.absolutology.org.ru' обязательна!

 

См. также Вступительная статья к книге
Б.Н. Пандит ОСНОВЫ КАШМИРСКОГО ШИВАИЗМА

 

АБХИНАВАГУПТА

АБХИНАВАГУПТА (санскр. Abhinavagupta), теоретик кашмирского шиваизма, жил в 10-11 вв., предпринял широкий синтез тантрических доктрин и практик и создал оригинальную эстетическую концепцию. Абхинавагупта происходил от ученого брахмана Атригупты, которого кашмирский царь Лалитадитья (8 в.) 'выписал' из Северо-Восточной Индии, и родился, по тантристским трактовкам, в результате 'сакрального' соития своих родителей. Раннюю кончину своей матери Абхинавагупта позднее оценил как положительное обстоятельство; под руководством отца, брахмана-шиваита Нарасинхагупта, Абхинавагупта изучал философию и экзегезу, на его обращение к культу Шивы повлияло изучение поэтики. Абхинавагупта избрал странничество и подолгу жил у различных шиваитских наставников.

Абхинавагупта синтезировал в доктрине трика ('[Почитание трех богинь] трезубца') два основных направления шиваитской мысли - спанду (учение об энергетике Божества как 'космической вибрации'), разработанную в 9 в. в Шива-сутрах Васугупты и Спанда-карике его ученика Каллаты, и пратьябхиджню (учение об 'узнавании' божества), разработанную в 10 в. в трактате Шива-дришти (Созерцание Шивы) Сомананды. Абхинавагупта полагал, что ему удалось 'субординировать' учения его предшественников: 'ортодоксальный' шиваизм, настаивавший на дуализме Божества и индивидуальной души, и 'неортодоксальный' монизм, видевший (под влиянием адвайта-веданты) в душе манифестацию Абсолюта. Абхинавагупте принадлежит и систематизация тантрической йоги - направления крама ('постепенность' нисхождения божественных энергий), каула (тантрический эротический ритуал) и пара (почитание 'высшей' богини). Абхинавагупта считается автором до 25 сочинений, в том числе трактатов, комментариев, гимнографии.

По Паратримшикавиваране (Разъяснение тридцатистишья о высшей реальности), Абсолют - 'высший Шива' - неотделим от своей космической манифестации, в которой покоится и которой одушевляется все сущее (подобно тому, как все мысли покоятся в недискурсивном сознании). Вся человеческая эмоциональность (эстетическая, эротическая и прочая), заряженная космической энергетикой, может быть правильно интенсифицирована для достижения состояния экстаза (чаматкара), а через него для непосредственного постижения высшей реальности. Для последней характерно распространение и концентрация, чередование которых и составляет вибрацию (спанда), определяющую ритм макро- и микрокосма. Пульсирующая космическая энергетика соотносится у Абхинавагупты с 'высшим словом' (паравач), которое и есть Шива, осуществляющий миросозидание (идентичное его же мысли) в мистическом соответствии с буквами санскритского алфавита. Миропроявление - иерархия нисхождений Первослова, которое постепенно 'снижается' до уровня слов обычной речи в обычном мире (уровни мироздания соответствуют уровням речи). 'Креативная медитация' на слог 'Саух' (звуковой коррелят сердца) ведет к осознанию идентичности сердец адепта и Божества, реализующейся посредством 'со-слияния' (самавеша) и погружения в Высшую речь: здесь Абхинавагупта обещает 'освобождение' при жизни, а впридачу всезнание и всемогущество.

Основной трактат Тантралока (Свет тантры) систематизирует преимущественно методы тантрической йоги. После вступления в главах 2-12 рассматриваются четыре средства достижения 'освобождения' (упая) с помощью божества: 1) анупая - мгновенное освобождение-смерть; 2) шивопая - самоидентификация, при 'нейтрализации' всего индивидуального сознания, с эмоциональным 'порывом' Шивы в его космической деятельности (здесь излагаются концепции световой манифестации (абхаса) и отражения мира (пратибимба) и подробно фонематическая космогония); 3) шактопая - интеллектуальное усилие, ведущее к отождествлению себя с космической энергией Божества и непосредственному видению 'истины'; 4) анавопая - йогическая техника достижения тождественности с Божеством посредством сакральных формул (мантры) и ритуального чертежа-диаграммы (янтра). Главы 13-26 посвящены обрядам эзотерической инициации (дикша), сложность которых варьирует в связи с интенсивностью той 'милости Божества', которой они должны 'открыть' адепта. Йогическая интериоризация космического движения призвана вернуть адепта в 'исток' его бытия. В главах 27-28 описываются различные формы культовой практики, способствующие непосредственному постижению смысла сакральных шиваитских текстов Агам. Глава 29 посвящена эротическому ритуалу тантрической традиции, в ходе которого предполагается интериоризация единства двух 'полюсов' Божества (мужского и женского) и такая степень эмоционального возбуждения (кшобха), при которой может быть достигнуто экстатическое 'восхищение'. Главы 30-37 содержат подробные описания мантр, янтры, 'колеса энергий', особого сложения пальцев (мудра), а также рекомендации по изучению и дальнейшей передаче эзотерических текстов.

Абхинавагупта оказал значительное воздействие на все дальнейшее развитие шиваитского тантризма в Кашмире - как непосредственно, так и через произведения его ближайшего ученика Кшемараджи (монистическая доктрина, культ богини Трирупасундари и т.п.). Влияние его было ощутимо даже в Тамилнаде (знаменитом центре Чидамбарам, где сложилось и направление шиваитской веданты), распространяясь и на тамильскую (санскритизированную) письменность вплоть до 19 в. Можно говорить о влиянии Абхинавагупты на дальнейшую эволюцию вишнуитского тантризма (преимущественно в течении панчаратриков) и 'мистифицированной' эстетической теории.
 

Главная страница | Статьи | Книги | Клуб Мистических Путешествий | Путешествия | Новости | Карта сайта | Контакты

Разработка © 2003-2012 ООО "КурандероS". Все права защищены


Rambler's Top100